В далеком 1844-м году 1 июня в городе Санкт-Петербурге родился Василий Дмитриевич Поленов – талантливый русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог, главный учитель выдающегося армянского художника Егише Тадевосяна.
В историю искусства Поленов вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.
Василий Поленов. Портрет работы Ильи Репина, 1877г
«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?».
На роду написано стать художником
Василий Поленов – редчайший среди русских художников XIX века случай, когда стать художником было, что называется, «на роду написано». Любимая бабка Поленова по материнской линии Вера Николаевна Воейкова, «бабаша», как ласково, несмотря на деспотический нрав, звали её внуки, была дочкой архитектора Николая Львова (известного нам по портретам Левицкого) и воспитанницей поэта Гаврилы Романовича Державина. Она любила стихи, рассказывала сказки, а карамзинскую «Историю государства российского» цитировала чуть не наизусть. Многие картины художника Поленова обязаны своим появлениям тем впечатлениям от семейных историй, крестьянского быта и живописной природы деревни Ольшанка, куда Поленов приезжал к бабушке.
Малолетних внуков «бабаша» развлекала так: устраивала конкурсы на лучшую картину. Всё по-настоящему, с вручением медалей, как в Академии: «золото» Васе, «серебро» Вере, равнодушным к рисованию Алёше и Косте – ничего, а «бронзу» – маленькой Лиле. И не так уж неправа была бабушка Воейкова, с девочками разве что ошиблась: красавица Вера, даром что с Василием они были рождены в один день и час, никакими художественными задатками не обладала, а вот младшая «Лиля» (Елена Поленова) станет первой в России профессиональной женщиной-художницей.
Отец Поленова Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, коллекционировал античные древности, дружил с Карлом Брюлловым, а его жену Марью Алексеевну (мать художника) Брюллов даже немного учил живописи – она писала акварели. Детей с малолетства приобщали к искусству. Когда в Петербург было доставлено «Явление Христа народу», над которым художник Иванов работал в Италии два долгих десятилетия, Поленовы со всеми пятью детьми несколько раз ходили посмотреть и «приобщиться».
Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837-857гг
Это детское воспоминание стало для будущего художника определяющим. Известные картины Поленова на библейские темы получили импульс из ярчайшего впечатления, когда Василий подростком увидел картину Иванова.
Василий Поленов Привели детей. Из цикла картин «Из жизни Христа», 1900-е
Василий Поленов. Христос и грешница (Кто из вас без греха?), 1888г
Родители Поленова пригласили Павла Чистякова учить сына живописи. Знаменитый впоследствии педагог, Чистяков тогда был простым студентом. Он сразу оценил дар юного Поленова к красочной гармонии, величая его «на Вы» и поясняя: «Они – колорист».
Современники и последователи Поленова будут ценить его, прежде всего, за ясность и чистоту красок, за нетипичный для русского искусства того времени, почти импрессионистский избыток света и воздуха. Картины Василия Поленова буквально переполнены ими. Не только лучезарный «Московский дворик» (о нем чуть ниже) – даже его «Горелый лес» поражает праздничной яркостью зелени.
Василий Поленов, Горелый лес, 1881г
Очень скоро покупатели красок в московских лавках станут наивно требовать: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».
Знаковые картины
Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. Василий Поленов
Одной из самых известных картин Поленова является «Московский дворик». Картина, написанная в 1878 году, хранится в Третьяковской галерее. Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
В том же 1878-м году Поленов написал «Бабушкин сад». Картина относится к известным произведениям художника и также экспонируется в Третьяковской галерее. В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.
Еще одна картина, которая также является частью собрания Государственной Третьяковской галереи – «Заросший пруд». Написана она была в 1979-м году. Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом.
На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками.
«Золотая осень», написанная в 1893 году является частью собрания Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова.
P. S.
Поленов не был художником-психологом или живописцем идеологического склада, как многие его друзья-передвижники. Его интересовала именно художественная сторона дела, соотношение красок, гармония колорита. В Московском училище ваяния, живописи и зодчества он станет приобщать своих учеников, среди которых выделялись Левитан и Коровин, к «химии красок», к секретам их смешивания и наложения на холст, к возможностям и эффектам их таинственного взаимодействия. Одним из выдающихся учеников Поленова стал и Егише Тадевосян, и на протяжении лет их связывала крепкая дружба, также подкрепленная совместным путешествием по Палестине, Сирии, Египту и Греции, когда и раскрылось мастерство Тадевосяна-пейзажиста. В доме Поленова Тадевосян познакомился с Репиным и Суриковым, Левитаном и Виктором Васнецовым, там же встретил свою будущую супругу. Но это уже совсем другая история.
В публикации использованы материалы сайтов artchive и 2queens.