С началом XX века открывает новую страницу в изобразительном искусстве Советской Армении знаковая фигура Егише Тадевосяна.
Егише Тадевосян. Автопортрет
Все детство будущего художника прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. Он говорил на чистейшем армянском языке, был влюблен в армянскую книжную миниатюру, архитектуру и музыку.Он сам любил повторять, что не родись бы он в Эчмиадзине, возможно, он и не стал бы художником.
Храм Рипсимэ. Эчмиадзин. 1913г
Потому что именно этот город научил его видеть истинную красоту. Не зря позже скульптор Ерванд Кочар скажет о Егише Тадевосяне:
«Всей своей сутью он был сыном своей Родины».
Гора Арарат со стороны Эчмиадзина. Егише Тадевосян. 1895г
Егише Тадевосян родился 24 сентября 1870-го года. Сначала Егише учился в гимназии при Лазаревском институте в Москве, а художественное образование получил позже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там познакомился с Василием Поленовым, который был для него одновременно и учителем, и другом. В частности, Тадевосян путешествовал с Поленовым в 1899 году по Палестине, Сирии, Египту и Греции. Считается, что именно тогда раскрылось мастерство Тадевосяна-пейзажиста.
«Лодки. Трапезунд». 1906г
Также молодой художник участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок, позже – в выставках «Мира искусства».
В 1894 году, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Егише стал вырабатывать самостоятельную творческую манеру письма –знакомится с пуантилизмом. В результате выполняет в этом стиле одну из своих знаменитейших картин «Гений и толпа», на сюжет которой, многие поэты в будущем напишут стихи:
Стая мразей изгоняет гения.
Жёлтый морок. Агрессивный чад.
Праведник, исполненный терпения,
В будущее бросил скорбный взгляд.
Путь страдальца весь в шипах отравленных.
Радуется вздорная толпа.
Ей уже потомками оставлено
Место у позорного столба.
Гений и толпа. 1909г
С годами, через поиск сюжетно-содержательных и пластических форм в искусстве, с помощью которых можно проследить эволюцию от жанровых картин к этюдам на пленэре, раскрывается самостоятельное письмо в стиле импрессионизма, которому Егише Тадевосян останется верен до конца своих дней.
Женщина, читающая в саду (Портрет Жюстины, жены художника), 1903г
Последние 10 лет своей жизни он работал в новых условиях. Восприняв революцию в Армении, как зарю новой эры, как начало нового этапа в жизни народа, Е. Тадевосян активно включился в строительство новой культуры, создав ряд пейзажей, через которые художник передает близкую для него атмосферу маленьких армянских городов с глинобитными домами, яркой и пышной зеленью садов и лугов и конечно, виднеющимися в дали горами.
Гора Арагац. 1917г
В 1916 году Тадевосян организовал и возглавил Союз художников Армении, в 1935 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР. А уже в следующем году художник ушел из жизни и был похоронен в Пантеоне им. Комитаса в Ереване.
Бюст Егише Тадевосяна в Ереване
Егише Тадевосян воспринимался не как художник, принадлежавший прошлому армянской национальной культуры, а как современник, сумевший войти в новую проблематику с новыми задачами искусства и создавший исходные позиции для целого направления в армянской пейзажной живописи.
Комитас. 1936г
В публикации использованы материалы сайта miasin.by