Она родилась в еврейской семье в Украине, выросла в России, а известной стала в Европе. Ее талант поистине многогранен: она писала картины, разрабатывала дизайн одежды и обуви, создавала театральные костюмы, занималась тюнингом автомобилей, иллюстрировала книги, ткала ковры и т.д. Соня Делоне – основоположница нового направления в авангардной живописи – орфизма, и крупнейший мастер арт-деко, первая женщина-художница, удостоенная прижизненной персональной выставки в Лувре. Кроме того, Соня и ее муж Робер Делоне дружили с армянским представителем авангардного искусства – Георгием Якуловым, чья теория разноцветных солнц была созвучна взглядам супругов.
Соня Делоне и ее работа «Электрические призмы»
Соня родилась в 1885 г. в Украине и при рождении получила имя Сара Елиевна Штерн. С 5 лет воспитывалась в семье дяди Генриха Терка, преуспевающего петербургского адвоката, и с тех пор стала именовать себя Соня Терк. Девочка занималась живописью, в которой с раннего возраста проявляла заметные успехи. В частной школе в Германии она получила классическое художественное образование, а во время каникул путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев.
Соня Делоне. Рынок в Миньо, 1915г
В 20 лет Соня переехала в Париж, где продолжила обучаться живописи в Академии де ла Палетт. Она вращалась в кругу французской богемы и общалась с выдающимися живописцами своего времени. В 22 года ее работы уже выставлялись в Парижской галерее «Нотр-Дам Шан».
Соня Делоне. Ритм цвета, 1957г
В том же 1908 г. она по настоянию родных вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и критика В. Уде, но уже через год ушла от него к молодому художнику-абстракционисту Роберу Делоне. Под этой фамилией она и прославилась в Европе.
Соня и Робер Делоне
В этот период Соня Делоне, помимо живописи, увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Вместе с мужем они основали новое направление в искусстве, имя которому дал Гийом Аполлинер, – «орфизм», или «симультанизм». Они определяли его как «движение цвета в свете».
Оригинальный дизайн от Сони Делоне
Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне
С помощью переплетения геометрических фигур и концентрических «солнечных кругов» они создавали яркие и динамичные композиции, передающие энергию движения и все тонкости цветовых сочетаний. Брак Сони и Робера был не только счастливым семейным союзом, но и продуктивным творческим тандемом. Соня говорила о своем муже: «Он дал мне форму, а я ему – цвет».
Соня Делоне. Электрические призмы, 1914г
Сначала молодожены родили сына Шарля (который стал одним из самых влиятельных исследователей и популяризаторов джаза), а чуть позже, в 1912-1913 годах «породили» другое детище – симультанизм. Этимология термина восходит к латинскому simul – вместе, одновременно. Искусствоведческие словари нам сообщают, что это «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете.
Соня Делоне. Португальский рынок, 1915г
Первым опытом Сони в дизайне стало одеяльце для сына, которое она сшила из разноцветных лоскутков. Сочетание абстрактных узоров, которые она назвала «симультанными контрастами», показалось ей оригинальной находкой для дизайна одежды. Свои идеи она вскоре воплотила в коллекции платьев и пальто в стиле арт-деко. Это была практическая реализация ее теории «симультанности» – создания эффекта движения с помощью контрастных цветов, размещенных рядом. Цвет, свет, динамизм и симультанность были основными заповедями творчества Сони и Робера Делоне.
Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне
Соня Делоне. Ритм цвета
В 1905 Якулов создал свою «Теорию разноцветных солнц», а в 1913 году прочел ее в Париже Роберу Делоне, который, как выяснилось, интересовался схожими проблемами в искусстве. Якулов и супруги Делоне сблизились, и Якулов, когда бывал в Париже, всегда много времени проводил в их обществе. Они же и познакомили Якулова с Пикассо.
Продуктивным стало знакомство и сотрудничество Сони Делоне с Сергеем Дягилевым, с которым в последствии благодаря Соне сотрудничал и Якулов: в 1927 году для дягилевской антрепризы он оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар.
Соня также создавала эскизы костюмов и декораций для театральных постановок Дягилева, а тот помог ей открыть собственный Дом моды в Мадриде – «Casa Sonia», а позже и «Delaunay» в Париже. Ее провозгласили ведущей представительницей стиля арт-деко, а главными ее находками считали «равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма».
Слева – Соня Делоне в образе Клеопатры, 1918г. Справа – ее эскиз костюма к балету «Клеопатра»
Американский кризис 1929 году ощутимо ударил по Европе, в 1931 году пришлось закрыть Дом моды. Доходя до этого момента, исследователи нередко замечают, что Соня получила возможность «вспомнить о живописи», хотя это не совсем справедливая формулировка. Она и не забывала о живописи, просто в ее творчестве живопись перестала быть делом исключительно холста. Картины Сони Делоне женщины носили на себе. Сама художница говорила: «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».
Купальники и пальто с «симультанной» аппликацией от Сони Делоне
Верный друг, муж и соратник Сони – Робер умер в 1941 году от онкозаболевания. Чтобы преодолеть боль этой утраты Соня Делоне с утроенной энергией продолжила работу. Она много пишет о Робере, издает мемуары, участвует с картинами мужа и своими во всех более-менее значимых европейских выставках абстрактного искусства.
В 1963 году художница передала в дар Франции 117 картин – своих и Робера Делоне. А в следующем году состоялось историческое событие – первая прижизненная персональная выставка женщины-художницы в Лувре. В 1975 году, в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции – орден Почетного Легиона.
Она прожила 94 года и осталась в истории одной из первых художниц, соединивших искусство и одежду.