«Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, в Индии желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры...».
Георгий Якулов
Художник Георгий Якулов жил и работал в эпоху авангарда, однако, свое творчество не относил к авангарду или какому-либо другому определенному направлению в живописи. Его живопись яркая, контрастная, ритмичная. Имея колоритный самобытный стиль, он наиболее известен тем, что вошел также и в историю театра – как выдающийся театральный художник, удостоенный европейских наград в области декорирования и сценографии. Георгий Якулов был человеком весьма артистичным: он увлекался поэзией, театром, умел производить впечатление и нравиться, за что позднее в среде московской богемы получил прозвище «Жорж Великолепный». В своей квартире-мастерской в доме №10 на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, устраивал вечеринки, на которых собиралась творческая интеллигенция того времени – Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Алиса Коонен и Александр Таиров, Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, многие другие, в том числе, и прославленные маршалы: Семен Буденный, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.
Портрет Георгия Якулова кисти Петра Кончаловского, 1910г
Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Его отец, адвокат Богдан Галустович Якулян, довольно рано умер, и в 1893 году мать, взяв с собой детей, переехала в Москву. Его старшие братья впоследствии пошли по стопам отца.
Живописи с 1901 по 1903гг. он обучался в Москве – в Училище живописи, ваяния и зодчества, из которого, однако, был отчислен за систематические пропуски занятий, так как предпочитал обучаться по большей части самостоятельно и на дому. Как говорил сам художник, он питал «страсть к импровизации, отрицал всякую учебу и навязывание себе чужого мировоззрения. Воспитанный в детстве на музыке и поэзии, стремился добиться в живописи умения выразить, прежде всего, свои эмоции».
Как родилась теория разноцветных солнц Якулова
С уходом из училища Якулов потерял право на отсрочку от воинской обязанности и его отправили служить в один из кавказских полков, где он соединял работу художника со службой солдата. В свободное от воинской службы время Якулов много работал, наблюдал и изучал движение света, окрашивающего горы и долины, деревья и селенья в разные тона спектра.
В 1905 началась русско-японская война, Якулов был мобилизован и отправлен на Дальний Восток и дальше в Манчжурию, южнее Харбина.
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, театральный художник Семен Аладжалов, знавший Георгия Якулова лично и находившийся рядом с ним в последние годы творчества в своей книге «Георгий Якулов» пишет о художнике так:
«Смена контрастных впечатлений от «хладных гор Кавказа до маньчжурских сопок», осевшая в сознании особенность здешних пейзажей с голубой полоской неба, «которая как радуга обрамляла силуэты гор, деревьев и зданий», спиралеобразные вихри тайфунов, тонкая «линиарность» китайского искусства — все это способствовало рождению якуловской теории света, приведшей к идее о «разноцветном солнце»».
Георгий Якулов, «Фантазия»
Вопросы генезиса искусства захватили Якулова, и он «стал строить теорию соотношения движения линий и цветов и тех психических особенностей в основных настроениях различных народов, которое ими вызываются, и построил для себя ту «теорию происхождения стилей», которой оперировал в своем искусстве до последних дней.
В 1905 Якулов создал «Теорию разноцветных солнц», впервые прочел ее в Москве в 1906-07 годах в Обществе свободной эстетики, а в 1913 году прочел ее в Париже художнику Роберу Делоне, который, как выяснилось, интересовался схожими проблемами в искусстве. Якулов и Делоне сблизились, и Якулов, когда бывал в Париже, всегда много общался с Робером Делоне и его супругой, художницей Сони Делоне, познакомился также и с Пикассо. В 1914 году Якулов изложил свою теорию в журнале «Альциона» в статье под названием «Голубое Солнце».
Участие Георгия Якулова в выставках
Вернувшись с русско-японской войны, в 1906 году Георгий Якулов выставляет на выставке «Московского товарищества» картину «Скачки», которая имеет большой успех (Якуловым в разные годы было написано несколько картин с названием «Скачки»).
«Скачки», Георгий Якулов, 1905 г
Известный искусствовед и писатель Павел Муратов отозвался об этой картине следующим образом:
«Парадоксальный рисунок «Скачки» Г. Якулова проведен остро, художник интересно применил к своей теме цветные пятна китайских ваз».
Отдельные композиционные построения картины — спираль и лестница — впоследствии станут излюбленными декоративными формами в творчестве Якулова. А о создании «Скачек» сам Якулов рассказывал так:
«Попав в Москву на скачки, я заметил движение толпы, обуреваемой азартом, напомнившим мне маньчжурский тайфун. Соединив это впечатление с впечатлением от стеклянной ясности зеленого поля, карьера лошадей — я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая».
После успеха «Скачек» Якулов в следующем 1908 году участвует в выставке «Венок» с целым рядом работ, которые получили, как писал художник в своей в автобиографии, одобрение Валентина Серова. Это были картины «Человек толпы», «Петухи», «Сухум под снегом», «Сад Эрмитаж», «Арабская симфония».
С этих пор началась профессиональная жизнь художника Георгия Якулова. Он участвует в многочисленных выставках, репродукции его картин печатают в журналах.
В январе 1909 года Якулов участвует в VI выставке «Союза русских художников», на которой экспонирует работы «Улица» и «Пожарная команда».
«Улица», Георгий Якулов, 1909 г. Национальная галерея Армении, Ереван
Он пишет одну из своих лучших картин, дав ей то же название – «Скачки», на которой изобразил проминку тонконогих скаковых лошадей со своими жокеями в разноцветных камзолах под солнцем. Якулов сам был прекрасным кавалеристом и потому так метко скомпоновал характерные ракурсы всей кавалькады.
«Скачки», Георгий Якулов, 1911 г
Якулов ежегодно принимает участие в выставках, вначале «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников», а потом, вплоть до октябрьской революции, в выставках «Мира искусств».
«Гуляние в парке», Георгий Якулов, 1910-е
В 1910-х Якулов занимается оформлением балов, творческих вечеров, литературных кабаре и выставок. Роспись кафе «Питтореск» вызывает особо бурную реакцию посетителей и критиков.
Георгий Якулов, «Кафе Питтореск», Национальная галерея Армении, Ереван
Георгий Якулов и театральное искусство
Однако наиболее прославился Георгий Якулов как театральный художник: он оформлял лучшие театральные постановки своего времени, был моден и популярен как сценограф, совершивший революцию в театральном оформлении.
Георгий Якулов, эскиз декорации к оперетте Ж. Оффенбаха. Экспериментальный театр, Москва, 1924г
В 1927 году для дягилевской антрепризы Георгий Якулов оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар. Примечательно, что для «Стального скока» Якулов не только организовал сценическое пространство, но и написал либретто. К тому времени в его багаже уже имелись две высшие награды Всемирной выставки декоративного искусства, и казалось, что большая международная слава Якулова только начинается, но болезнь нарушает все планы.
Через год, в 1928 году, по совету врачей он отправляется в Армению, а по дороге посещает родной Тифлис. В Армении он общается с друзьями, пишет пейзажи и готовится к 25-летнему творческому юбилею.
А 28 декабря 1928 года Георгий Якулов, не дожив до 45 лет, умирает от туберкулеза. Его тело распорядились перевези в Москву, где вместо чествований юбиляра были устроены пышные похороны.
Эпилог
В 1967 году армянские художники основали «Общество друзей Георгия Якулова», которое, в частности, помогало выкупать произведения художника у коллекционеров на аукционах с целью создания коллекции произведений на исторической родине художника. Сегодня картины Якулова находятся в музеях Парижа, Москвы, Еревана и ряда других городов. Но наиболее полная коллекция произведений Якулова хранится в Ереване – в Национальной картинной галерее.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян