Незримое присутствие: автопортреты, которые художники спрятали в своих знаменитых работах (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Незримое присутствие: автопортреты, которые художники спрятали в своих знаменитых работах (часть 1)

2020-03-06 21:23 , Культура, Шоу бизнес, 2343

Незримое присутствие: автопортреты, которые художники спрятали в своих знаменитых работах (часть 1)

Максима времён Ренессанса «Каждый художник рисует сам себя», высказанная в XV веке, не потеряла актуальности и в наши дни. На протяжении веков помимо простых автопортретов живописцы оставляли секретные подписи на своих полотнах и вставляли в работы свои изображения — подчас очень неожиданным и изобретательным образом.

Это чувство собственного достоинства у художников возникло ещё в эпоху Возрождения с его гуманистическими ценностями, провозглашавшими значимость индивидуума и творчества. В этот период в Европе появились скрытые автопортреты двух типов. В Италии художники, как правило, размещали свои изображения на правой стороне картин или алтарей, а их взгляд был осознанно обращён на зрителя.

Художники Северного Ренессанса, в отличие от южных коллег, любили играть с трудной для понимания символикой и демонстрировать свои технические навыки. Автопортреты, которые они воспроизводили на своих картинах, обычно были искажёнными отражениями на поверхностях вроде металлической посуды или в зеркалах.

Традиции, корни которых уходят в золотой век живописи, перешли в эпоху модернизма и сохранились до наших дней. Здесь мы представим лишь малую часть автопортретов, которые художники спрятали в некоторых своих знаменитых работах.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)

Одна из самых загадочных картин в истории западного искусства очень занимательна для любопытного зрителя. В роскошном двойном портрете Ян ван Эйк кропотливо изобразил отсылки на богатство своих героев и другие символические детали, большинство из которых кроется в маленьком круглом зеркале позади четы. Например, в нём отражаются ещё две фигуры, входящие в комнату.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини». Фрагмент

Хозяин дома поднимает руку, возможно, в приветствии — и этот жест возвращает ему один из мужчин в зеркале (по другой версии Арнольфини произносит клятву при свидетелях). Непосредственно над зеркалом располагается надпись: «Ян ван Эйк был здесь». Подразумевает ли это, что фигуры в отражении — сам художник и его помощник, посетившие заказчиков? Это одна из величайших загадок истории искусства.

Рафаэль Санти, «Афинская школа» (1509 / 1511)

Знаменитая фреска Рафаэля, написанная на стене Апостольского дворца Ватикана, — это ода философии. Множество почитаемых древних мыслителей — от Пифагора до Птолемея — населяют сводчатый мраморный зал с колоннами и кессонными потолками.

Фреска — это настоящий справочник «Кто есть кто» в интеллектуальной элите Возрождения; Рафаэль связал свою эпоху с прославленным прошлым. Если верить Джорджо Вазари, в образах античных философов он изобразил своих современников. Донато Браманте, склонившийся над грифельной доской, — это Евклид или Архимед, Леонардо да Винчи, как считается, стал воплощением Платона, а Микеланджело может олицетворять Гераклита. Художник не удержался, чтобы не включить в это собрание и себя — любопытствующее лицо Рафаэля выглядывает из-за арки в дальнем правом углу фрески, рядом с Птолемеем и Зороастром (см. главную иллюстрацию статьи).

Микеланджело, «Страшный суд» (1536 / 1541)

Общеизвестно, что Микеланджело испытывал отвращение к заказу по росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. В стихотворении к другу, написанном в 1509 году, темпераментный художник рассказывал о долгих часах, которые проводит лёжа на спине: «Моя кисть всё время надо мной, с неё капает краска, так что моё лицо превратилось в прекрасную поверхность для помёта!».

Микеланджело, автопортрет на стене Сикстинской капеллы

В конце концов, один из столпов Ренессанса смог остроумно выразить свое разочарование — и повеселиться за счёт Папы — когда писал фреску «Страшный суд» для алтарной стены часовни. В центре масштабной картины святой Варфоломей держит человеческую кожу (во время испытания веры с апостола содрали кожу, а затем обезглавили) с пустым и жутким лицом самого Микеланджело.

Продолжение следует…

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть