История одного шедевра: почему после смерти Делакруа портрет Жорж Санд и Шопена был разрезан пополам, а обе половины хранятся в разных музеях - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: почему после смерти Делакруа портрет Жорж Санд и Шопена был разрезан пополам, а обе половины хранятся в разных музеях

2020-02-03 20:06 , История Одного Шедевра, 7937

История одного шедевра: почему после смерти Делакруа портрет Жорж Санд и Шопена был разрезан пополам, а обе половины хранятся в разных музеях

Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд (Авророй Дюпен) и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет. На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена. Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Что способствовало такому странному поступку, и почему писательница и композитор были разделены?

Делакруа познакомился с Жорж Санд в 1833 г. Он очень дорожил общением с писательницей, которая на тот момент по праву считалась одной из самых прогрессивных и нестандартно мыслящих женщин ХІХ века. Она была его любимой собеседницей, в диалогах с которой он не боялся высказывать самые смелые мысли. В одном из писем, обращенных к Жорж Санд, Делакруа писал: «Я наблюдаю огромную разницу между мужьями и остальными мужчинами: последние с большим наслаждением имеют женщин, которых первые имеют неохотно, несмотря на то, что имеют».

Эжен Делакруа. Фредерик Шопен

Жорж Санд и Шопен встретились в 1836 г., и первая встреча произвела на композитора неприятное впечатление: «Я познакомился с большой знаменитостью – г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее», – написал Шопен родным в Варшаву. Его пугали ее мужские наряды, сигары и свободные взгляды.

Эжен Делакруа. Жорж Санд

Писательница проявила решительность и настойчивость, обычно свойственную мужчинам. В результате Шопен сдался и переехал в ее поместье в Ноан. Там же часто гостил Делакруа, который преклонялся перед талантом Шопена и называл его в письмах божественным и гениальным. Тем же летом 1838 г. и был создан парный портрет. Художник изобразил Шопена беззащитным, печальным, одухотворенным, полностью погруженным в стихию музыки и творчества.

В сети часто можно встретить этот портрет, подписанный именем Делакруа. На самом деле, это реконструкция, выполненная неназванным художником уже в нашем веке, — гипотеза о том, как мог выглядеть разрезанный портрет Жорж Санд и Шопена.

Годы, проведенные с Жорж Санд, стали для Шопена самыми вдохновенными и плодотворными: именно в то время он создает все свои самые знаменитые шедевры. Однако и до того момента, когда парный портрет был разрезан на две части, существовали обстоятельства, неумолимо их разделяющие. И в первую очередь – разница темпераментов и мироощущения: болезненный, склонный к созерцательности, капризный и робкий Шопен не выдерживал напора энергичной, решительной, вспыльчивой Жорж Санд. В сердцах она часто жаловалась, что возлюбленный ведет себя, как старая больная женщина. Он действительно был болен туберкулезом, и 9 лет писательница ухаживала за ним. Но в 1847 г. они расстались. Через два года Шопен скончался, и его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».

После смерти Делакруа владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался.

Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном. Но настоящая причина была куда прозаичнее – алчность владельцев, по всей видимости, была единственным поводом кощунства. В результате портрет Жорж Санд попал в музей Копенгагена, а портрет Шопена хранится в Лувре.

Портрет Шопена в Лувре

Лента

Рекомендуем посмотреть