В современном мире искусства Марк Шагал – самый известный из белорусских художников и самый дорогой авангардист Франции, стоящий в одном ряду с величайшими мастерами прошлого века. А всего столетие тому назад полотна эмигранта из маленького Витебска, рисовавшего летающих коз и евреев, не вписывались ни в один художественный стиль, мало того, они были отнесены к разряду «дегенеративного искусства», и наряду с картинами других авангардистов подверглись публичному сожжению нацистами.
Марк Шагал, родившийся в 1887 году в Белоруссии, эмигрировавший в Париж дважды – в 1910-м и 1923-м и получивший французское гражданство в 1937-м, бежал из Европы в Нью-Йорк в начале 1940-х от нацизма. После окончания войны снова вернулся во Францию, где жил и работал вплоть до своей смерти в 1985 году.
Марк Шагал
«Гражданин мира», как он называл себя, отвергнутый на родине, во всех советских энциклопедиях до недавнего времени значился французским художником. Его творчество было крайне не по душе чиновникам от искусства советской формации. Пришлось оно не по вкусу и нацистам, которые буквально преследовали художника во время Второй мировой войны, вынудив бежать в Америку.
И кто бы мог тогда предположить, что, спустя годы, его работами будут гордиться величайшие музеи мира, а также владельцы частных коллекций искусства ХХ века, имеющие его полотна в своих собраниях.
История одной картины: Марк Шагал, «Скрипач» (1912г.)
В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» с изображением музыканта, танцующего и играющего на крыше, – была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее.
Марк Шагал, Скрипач, 1912г
Также плачевно обстояли дела и с красками: многие из своих картин художник написал с использованием одних и тех же девяти пигментов. В этом скудном наборе палитры напрочь отсутствовал чёрный цвет, при надобности художник добывал его путем смешивания нескольких красок, от чего черный получался не совсем черным, а с определенным оттенком.
И, что любопытно, главный герой картины выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. На него снизу вверх завороженно взирают два юноши. Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи – Шагал представил все времена года, от зелёного лета до белоснежной зимы.
Хотелось бы также отметить, что картины Шагала, часто описываемые как сказочные и мифологические, содержат повторяющиеся темы. К музицирующим героям художник, как, впрочем, и к сюжетам из еврейской жизни, возвращался не раз. А если быть точнее, играющий скрипач в творчестве живописца лейтмотив достаточно постоянный. Критики склонны припоминать еврейское происхождение автора – музыкант-скрипач в традиционной культуре сопровождает все этапы жизни еврейской семьи.
Марк Шагал. Зеленый скрипач, 1923-1924гг
И последнее, так почему же скрипач – зеленый, и почему он танцует на крыше? Шагал, кстати, был вынужден довольно часто отвечать лично на этот вопрос. Живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда «ел компот», забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Хотя искусствоведы трактуют зелёного скрипача более эфемерно, а именно, как символ перерождения человека через искусство.
***
Искусствоведы называют Шагала бунтарем и мечтателем, но по большому счету он оставил за собой репутацию художника, живущего вне правил. Манеру автора, даже невзирая на примитивность, повторить невозможно. А стиль, хоть и считается приближенным к авангарду – но вряд ли его работы в полной мере можно отнести к этому направлению.
На протяжении всей своей долгой творческой карьеры он шёл в ногу с импрессионистами и кубистами, супрематистами и сюрреалистами, при этом сохраняя свой собственный причудливый стиль. Именно этот яркий фирменный стиль и восхищал поклонников в творчестве художника наиболее всего.