Марк Шагал: сюрреалист и мифотворец - RadioVan.fm

Онлайн

Марк Шагал: сюрреалист и мифотворец

2019-08-06 19:55 , Культура, Шоу бизнес, 4087

Марк Шагал: сюрреалист и мифотворец

Это сегодня его работами гордятся величайшие музеи мира, без них не обходится ни одна достойная частная коллекция искусства ХХ века, а всего сто лет назад полотна этого художника не вписывались ни в один художественный стиль, наряду с картинами других авангардистов подвергались публичному сожжению, а позднее их показывали на устроенной нацистами выставке «Дегенеративное искусство». Сюрреалист и мифотворец, отвергаемый на родине «гражданин мира» - Марк Шагал.

Марк Шагал в Витебске

24 июня 1887 года в белорусском городке Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев, вспыхнул самый страшный за все ХІХ столетие пожар. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал:

«Может быть, поэтому я всегда постоянно взволнован».

Автопортрет с часами. Перед распятием

Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

«Весь мой талант таился в ней, в моей матери, и все, кроме ее ума, передалось мне», − писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь».

Марк Шагал. Автопортрет с кистями

С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. В 13 лет, достигнув совершеннолетия, Мовша поступил в Витебское городское четырехклассное училище – русскоязычное светское заведение. Но учеба здесь особого удовольствия ему не доставляла: в то время он был неуверен в себе, заикался и не мог у доски ответить урок, даже если знал его.

Дом с зеленым глазом

В 1906 году начинается творческая биография Марка Шагала – он поступает в школу рисования и живописи Иегуды Пэна – единственную тогда художественную школу в Витебске. Но спустя два месяца он ее бросает, чтобы уехать в Петербург и стать художником.

Портрет Марка Шагала. Иегуда Пэн, 1914г

Марк Шагал в Петербурге

В столице Шагал ищет себя, меняя учителей и художественные школы, перебиваясь случайными заработками. Он устраивается работать то ретушером к фотографу, то пишет магазинные вывески, а ночует, где придется. Жизнь художника осложняется еще и тем, что евреям не разрешалось жить в Петербурге без особого на то разрешения – его приходилось добывать всеми правдами и неправдами. Время от времени Шагал возвращается в свой любимый город и в один из приездов знакомится со своей будущей женой Беллой Розенфельд. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года.

Художник и его невеста

В Петербурге Шагал знакомится с известным юристом, издателем и депутатом Государственной думы Максимом Винавером, который становится первым покупателем его картин и меценатом. Он убеждает художника уехать учиться в Париж и даже назначает ему ежемесячную стипендию.

Марк Шагал в Париже

Мужчина за столом, 1911г

В Париже Шагал селится в знаменитом «Улье» и оказывается в самой гуще интеллектуальной жизни Парижа. Здесь его соседями были Фернан Леже, Амадео Модильяни, Хаим Сутин, Александр Архипенко. Находясь в Париже, Шагал ненадолго увлекается кубизмом. Выставленные в 1912 году в «Салоне независимых» работы приносят молодому художнику первую популярность.

Снова Витебск

В начале июня 1914 года в Берлине в галерее журнала «Der Sturm» открывается первая крупная персональная выставка Марка Шагала: 40 картин и 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки, 15 июня 1914 года, Шагал уезжает из Берлина в Витебск, где намеревается провести несколько месяцев. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война лишает художника возможности вернуться в Европу на протяжении следующих восьми лет.

Аптека в Витебске, 1914г

Оказавшись в Витебске, Шагал создает знаменитую «Витебскую серию» − серию «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). В 1915 году Марк и Белла играют свадьбу, и вскоре у них рождается дочь Ида. В это время Шагал активно участвует в выставках в Москве и Петрограде.

Белла и Ида у окна

После Октябрьской революции декретом Луначарского Марк Шагал назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Первым крупным делом художника на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции.

«Плакаты его были превосходны, − писал позднее Александр Ромм, − они были именно тем, что нужно для улицы, − яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись как большие картины левого стиля». Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе.

Над Витебском, 1914г

В июне 1929 года, после конфликта с Казимиром Малевичем, семья Шагалов покидает Витебск. Но пейзажи родного города навсегда поселятся на картинах художника. «Витебск, ты мой второй Париж», − напишет потом Шагал в своей книге.

Марк Шагал в США

Спустя несколько лет Шагалы надолго оседают в Париже, где к художнику приходит мировая слава. Но с началом Второй мировой войны угроза концлагеря принимает угрожающие размеры, и они эмигрируют в США. Здесь Марка Шагала ждала большая потеря – смерть жены. Но он продолжает работать: выставляется в Музее современных искусств в Нью-Йорке, создает костюмы и декорации для балета И. Стравинского «Жар-птица».

Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя приносят автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIV Биеннале в Венеции.

Франция навсегда

В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дают толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой.

Портрет Вавы

На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Он все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х годов создает по заказу правительства Израиля мозаики для здания парламента в Иерусалиме.

На протяжении 1960-70-х годов Шагал работает над многочисленными витражами для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. В 1964 году Марк Шагал пишет плафон парижской Гранд-Опера, в 1966 году — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Между тьмой и светом

В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года в возрасте 98 лет.

Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в музеях и галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии, Израиля. Многие из них украшают частные собрания и высоко ценятся на всемирно известных аукционах.

По материалам 2queens.

Лента

Рекомендуем посмотреть