Каханд Пап, Кенац цар и Тарехац: армянские традиции Нового года - RadioVan.fm

Онлайн

Каханд Пап, Кенац цар и Тарехац: армянские традиции Нового года

2019-12-29 22:23 , Минутка истории, 6407

Каханд Пап, Кенац цар и Тарехац: армянские традиции Нового года

«Новый год» по-армянски – Аманор. Слово это происходит от староармянского слова «ама», что значит «год» и «нор» – «новый». В разных областях Армении праздник назывался по-разному: Таремут – начало года, Тареглух – глава года и т.д..

До XXV века до н. э. Новый Год армяне встречали в день весеннего равноденствия, т.е. по ныне существующему календарю – 21 марта. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена армянские языческие жрецы поняли, что природа пробуждается в начале весны. Этот день армяне отмечали торжествами, в честь пробуждения природы и труда земледельца, по традиции обращались к богам, прося, чтобы год был урожайным.

С XXII века до н.э. Новый год армяне отмечали по древнеармянскому календарю в летнем месяце Навасард. Он приходился на 11 августа современного летоисчисления. Дата эта связана с легендой, где указывалось, что именно в этот день 2492 года (по другим данным – в XXII в. до н. э.) Прародитель Айк, убив в тирана Бэла, даровал свободу своему роду.

https://radiovan.fm/redactor/5d5222434b60d.jpg

Наши предки почитали Аманор и Ванатур – божеств Нового года, связанные с культом плодородия. Аманор – (Новый год) приносит первые плоды нового года в августе, а Ванатур – (Приютодатель) даёт приют многочисленным участникам новогодних праздников, устраивающихся в этот день по всей Армении.

Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Арацани (приток Евфрата), на склоне горы Нпат (Армянское нагорье, современная Восточная Турция). Сюда прибывали со всех концов Армении. Даже царская семья со своей свитой и полководцы вместе с армянским войском участвовали в общем веселье. Смысл праздника был не столько в веселье, сколько в единении народа.

В XVIII веке н.э. согласно календарю Католикоса всех армян Симеона Ереванци, за начало Нового года и новогодний праздник армяне приняли 1-е января.

За день до Нового года, пока хозяйки хлопотали над угощениями к праздничному столу, их дети, вплоть до полуночи, ходили по домам и поздравляли хозяев песнями. Тексты песен были разнообразны: шутки, пожелания, хвала членам семьи (ведь именно от них дети ждали подарков).

У армян есть и свой Дед Мороз – Каханд Папи, образ которого пришел к нам из народных преданий.

По этнографическим источникам у армянского старца есть свое соответствующее и непростое окружение. Это сказочные существа – хлвлики и аралезы. Хлвлики – шумные и активные персонажи, а аралезы – наполовину животные, наполовину люди. Бытует древнее поверье, что аралезы оживляют мертвых воинов, зализывая их раны. По одной из легенд они оживили погибшего на поле брани армянского царя Ара Прекрасного по просьбе, влюбленной в него ассирийской царицы Шамурамат (Шамирам).

Что касается традиционных блюд, которые женщины специально готовили к новому году, то самым главным был Тарехац – хлеб, выпекаемый из муки, орехов, изюма, в который клали зерно или копейку. Затем, после наступления нового года, его разрезали на ломти по числу членов семи или на 12 кусков – по количеству месяцев, а в некоторых районах куски хлеба нарезали с учетом и поголовья имеющегося домашнего скота.

Кроме Тарехаца, готовили и другую выпечку, которую использовали во время гаданий и других магических обрядов. Армяне выпекали из теста изделия в виде рабочих инструментов, которые символизировали источник дохода семьи – наперстки, молотки, ножницы, плуги, маслобойки и многое другое, или украшали их изображениями колоса, замка, мешочков.

Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также ануш апур, суп с сухофруктами, и хапама — тыква с начинкой из меда, риса, орехов и сухофруктов. В список новогодних блюд также включаются продукты, названия которых начинаются с буквы «н»: нгатзахик, нур – гранат, нуш – миндаль и т.д.

Есть такая древняя армянская поговорка: «Без вина придет новый год, без нгатзахика — запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а затем распространяли по всей Армении. Эта традиция — символ национального единения, нгатзахик связывал всех армян с легендарной горой Арарат.

Символом нового года у армян прежде была не привычная нам елка, а «древо жизни». Его связывали и скрепляли из пшеничной соломы — в форме как обычного дерева, так и снопа из пяти колосьев, тоже служившего символом жизни. На такие деревья наши прабабушки вешали игрушки, которые сами же вязали, — куклы, веточки корицы, бубенчики, фрукты, обереги. Украшать древо жизни игрушками, сделанными своими руками, также старинная традиция.

Также в канун Нового года было принято разжигать костер, вокруг которого собирались члены семьи, таким образом передавая огню все негативные воспоминания, ошибки, совершенные в ушедшем году, и получая от огня тепло и свет для грядущего года. Еще один интересный обычай начинался в ночь 1 января. Хозяин дома приносил из леса полено, и каждый гость, приходивший до Рождества, мог оторвать от полена щепку, бросить ее в огонь и загадать желание.

В Аманор по обычаю принято было и гадать. Например, на стол выкладывали несколько предметов, среди которых были сосновая веточка (счастье), кольцо (свадьба), кукла (рост семьи), деньги(богатство) и т.д. все это накрывалось меховой шапкой.

Каждый гадавший должен был трижды вытащить предмет, и если всё время ему попадался один и тот же, то это означало, что в течение года в его жизни произойдёт событие, связанное с символикой данного предмета.

Также у армян принято считать, что первый человек, который войдет в их дом в Новом году, принесёт удачу или неудачу в наступающем году.

Новый год или Аманор и сегодня остается самым любимым праздником армян, который без исключения отмечают все семьи, ведь это действительно семейный праздник!

Лента

Рекомендуем посмотреть