Навасард – древнеармянский Новый год: история и традиции праздника единения народа - RadioVan.fm

Онлайн

Навасард – древнеармянский Новый год: история и традиции праздника единения народа

2019-08-12 22:35 , Минутка истории, 9702

Навасард – древнеармянский Новый год: история и традиции праздника единения народа

Навасард – первый месяц года в древнеармянском календаре («нава» – «новый», «сард» – «год»). Месяц Навасард насчитывал 30 дней, начинался 11 августа и заканчивался 9 сентября. Для древних армян это был один из любимейших праздников – начало нового года и новой жизни, сопровождаемое народными гуляниями и играми на протяжении недели.

В древнем календаре армян год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного, 13-го месяца – в 5 дней: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев, названия имели и каждый день месяца.

Обычай встречать древнеармянский Новый год — Навасард возник в армянских землях с незапамятных времен – с 11 августа 2492 года до Рождества Христова.

Согласно древней легенде, Айк Ахехнавор (Айк-Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении – Дюцазнамарт – юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству.

Айк Наапет

Это знаменательное событие произошло именно 11 августа 2492 года до нашей эры, который стал началом Нового года для армян. Айка провозгласили верховным жрецом и царем, и он правил 18 областями Армении. После той героической битвы 185 лет на земле армянской царил мир.

Начало праздника Навасард в древнем мире определяли по звездам — жрецы трубили о наступлении Нового года, едва на небе появлялась звезда «Плечо Айка» или «Рука Айка». Эта звезда, именуемая Альфа-Орион, обычно незаметная с Земли, появлялась на небе чуть свет, в один и тот же день каждого года.

Айк убивает Бэла

Как мы уже отметили, праздник Навасард длились неделю, каждый день которой был исполнен особого смысла, так как он заключался не только в веселье, но в единении народа.

Навасард был посвящен семи армянским языческим богам: Арамазду – верховному армянскому богу, Анаит – верховной богине, Астхик – богине воды, Нане – богине войны и мудрости, Ваагну — богу войны, охоты, огня и молнии, Михру — богу солнца, небесного света и справедливости и Тиру – богу письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и искусства.

Армяне празднуют Навасард

По древнему преданию, в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор. Люди должны были угодить богам, чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они приносили им в жертву первые плоды урожая, кровь домашних животных, а также проводили другие обряды и ритуалы. Навасард считался также праздником любви. Величественный праздник начинал верховный жрец – он зажигал факел стоя на вершине горы Арагац, который затем несли в языческий храм Гарни.

Храм Гарни

Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Армяне на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в Навасард нельзя брать в долг хлеб — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на праздник положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.

Праздничный стол на Навасард

Есть и другая древняя поговорка: «Без вина новый год придет, а без нгацахика — запоздает». В древности нгацахик (նղածաղիկ) был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в близлежащих районах, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Навасард он всегда имел нгатцахик. Эта традиция – применять в новогодних блюдах сушеный нгацахик – была символом национального единения армян. Нгацахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.

Когда в начале четвертого века нашей эры Григор Лусаворич по всей Армении распространил христианство, которое в 301 году было признано официальной религией армян, многие из языческих праздников забылись или были заменены христианскими, как, например, Вардавар, который считался праздником богини Астхик, стал праздником Преображения Иисуса Христа. Так и Навасард – национальный всенародный праздник в Армении был со временем утрачен, а с переходом в XVI веке на григорианский календарь, введенным Римским Папой Григорием XIII, почти забыт. А праздновать Новый год в Армении 1 января начали уже в XVIII веке – при Католикосе Всех Армян Симеоне Ереванци.

С 2008 года в Армении началось более широкое празднование праздника Навасард – уже на государственном уровне. Так, в 2009 году парламент Армении постановил об официальном празднике — Дне национальной идентичности, который отмечается в день славной победы прародителя армян – Айка Патриарха.

Лента

Рекомендуем посмотреть