В XIII-XIV веках монастыри Гладзор и Татев, расположенные в Сюникской области, играли важную роль в истории армянской культуры. Поскольку оба они находились в Сюнике, то в разговорах об армянской миниатюре школы Гладзор и Татев обычно упоминаются вместе. Обе школы играют важную роль в искусстве армянской миниатюры, однако, помимо сходств, у них имеются и различия.
Наиболее известными представителями школы Гладзор являются Момик и Торос Таронаци. О Момике мы уже рассказывали в одной из наших предыдущих публикаций, а в сегодняшней расскажем о Тароне Таронеци.
Торос Таронаци жил и творил в первых десятилетиях XIV. О его биографии известно немного: родился он в городе Муше (из-за чего известен также как Торос Мшеци) в семье священника Саргиса.
Творческая деятельность армянского миниатюриста пришлась на период процветания прославленной высшей школы — Гладзорского университета, которую современники называли «Вторыми Афинами». В те времена для усовершенствования своих знаний в Гладзор съезжались из различных областей Армении и Киликии. Здесь под руководством ректора Гладзорского университета, Есаи Нчеци, получил свое образование и Торос Таронаци.
Есаи Нчеци, миниатюра из Библии 1318 г.
Помимо того, что Торос был талантливым художником, он был также ученым, обладавшим глубокими знаниями, признанным поэтом, умелым каллиграфом-переписчиком. Его современник Мхитар Ерзнкаци говоря о нем называл его «добромыслящим и благообразным..., исполненным всякой премудрости и особенно сведущим в литературе и живописи...»
Торос Таронаци. Миниатюра, 1318г
Торос Таронаци был приверженцем старых местных традиций и усвоения достижений киликийской школы миниатюры. Иллюстрированные им рукописи отличаются многообразием орнаментальных украшений, их исключительным богатством.
Торос Таронаци. Благовещенское Евангелие. Миниатюра, 1323г
С различными растительными и геометрическими мотивами, в работах Таронаци видим и многочисленных представителей животного мира, как реальных, так и фантастических, связанных своим происхождением с древними, ещё языческими представлениями, которые в средневековье получали, однако иное осмысление, обусловленное новой христианской идеологией. Сюжеты его изображений подчинялись нормам современного искусства, при этом сохраняли своеобразие, присущее местному народному творчеству.
Торос Таронаци. Миниатюра, 1318г
Художественное наследие Тороса Таронаци является значительным вкладом в сокровищницу армянского средневекового искусства. В его миниатюрах особое впечатление производят образы персонажей, с выразительными, красивыми миндалевидными глазами, оттененными темными дугами бровей. Яркий и насыщенный колорит красок придает миниатюрам художника особую нарядность. Торос Таронаци переписал и иллюстрировал немало рукописей, значительная часть которых дошла до наших дней. Им была продолжена иллюстрация книги, начатая Момиком: в памятной записи одной из его рукописных книг, сделанной самим Момиком, говорится, что болезнь глаз помешала ему продолжить работу над иллюстрациями и закончил их другой миниатюрист Гладзорской школы — Торос Таронаци.
Торос Таронаци. Благовещенское Евангелие. Миниатюра, 1323г
Сегодня многие из работ выдающегося средневекового мастера разбросаны по различным собраниям армянских рукописей. В Матенадаране в настоящее время хранятся сейчас семь рукописей Тороса Таронаци, среди которых – такой шедевр Гладзорской школы письменности, как Библия Есаи Нчеци, созданная в 1318 году, а также богато украшенное Евангелие 1323 года.
Школа миниатюры Сюника по праву занимает свое уникальное место в истории армянской миниатюры. Искусство армянской рукописи в лице Момика и Тороса Таронаци имеет талантливых и разносторонне развитых творцов, которые оставили часть себя как на страницах Евангелий, так и на хачкарах, скульптурах и даже на некоторых церквах.