В 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа близ города Ехегнадзор находится один из выдающихся памятников армянской архитектуры – монастырский комплекс Нораванк, что в переводе с армянского означает «новый монастырь». Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет и часовню Сурб Григор со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин.
Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII—начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор, архитектор и миниатюрист Момик, о котором и пойдет речь в нашей сегодняшней публикации.
О непревзойденном мастере на самом деле известно немного. Неизвестно даже данное ему при рождении имя. Родился он в деревне Улгюр в Сюнике около 1260 года. О семье Момика известно то, что отца звали Григор, а мать его звали Авта, а также, что у него был сын Аскандар и внук Шатоник. Год смерти художника тоже достоверно не известен — он умер где-то между 1333 и 1340 годом в Нораванке, где и сегодня находится его могила.
Момик учился в университете Гладзор, а также у монаха Овасапа, помимо искусства, ему преподавали греческий язык и теологию. Его учителем также был известный в ту пору мастер Сиранес. Предполагается, что Момик начал свою деятельность в Киликии, поскольку впервые его имя упоминается в сборнике молитв 1283 года, где им выполнено несколько миниатюр. По всем данным, Момик был в свите будущего епископа Сюника Степаноса Орбеляна во время его поездки в Киликию. Именно здесь Момик иллюстрировал Евангелие царицы Керан, считающееся его первой работой. 1292 году по поручению монахов Оганеса и Тадеоса Момик иллюстрировал еще одно евангелие. За годы своей долгой деятельности им было выполнено большое число миниатюр, однако до наших дней дошли всего четыре рукописи: сборник 1283-1284гг (Вена), Евангелия 1283г, 1292. и 1302гг. (Матенадаран), Евангелие 1283г.
Миниатюра, 1302г
К этому времени стало проявляться разностороннее дарование Момика не только в области книжной живописи, но и в скульптуре и архитектуре.
Вернувшись в Армению, он получил почетную должность придворного зодчего, скульптора и миниатюриста при дворе князей Орбелянов, владевших Сюникским краем. История сохранила пересказ о том, что Степанос Орбелян как-то приглашает в Нораванк 40 скульпторов и устраивает состязание – кто быстрее изваяет из обломка камня крест размером с палец. И в состязании побеждает 16-летний ученик Момик. Увидев его работу, епископ говорит: «Если камень подчиняется его воле как свеча, то мы даем ему первую награду и нарекаем именем Момик (в переводе с армянского – свечка).
Впоследствии зодчий именно этим новым именем и подписывал свои работы – Мастер Момик, под которым и стал известен.
Особое мастерство проявил Момик и в искусстве создания хачкаров, один из которых он высек в память о епископе Сюника, друге и покровителе Степаносе Орбеляне. Второй его хачкар датирован 1308 годом: его отличают стройные пропорции, четкие мотивы, тончайшая двухслойная резьба: большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара — изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы. Сегодня этот шедевр Момика находится в Эчмиадзине.
Момик перестроил притвор церкви Сурб Карапет, пострадавшей от землетрясения. Особенно интересны созданные мастером рельефы, которые и сегодня украшают фасад притвора.
Церковь Сурб Карапет
Барельеф с изображением Пресвятой Девы с Младенцем, украшающий притвор церкви Сурб Карапет
Последней работой Момика стала третья и самая прекрасная церковь Нораванского комплекса, Сурб Аствацацин, которую он достроил в 1339 году. Она отличается от всех армянских церквей прежде всего тем, что отличается новаторской для своего времени двухэтажной конструкции с ротондой: Момик решил поместить основной зал церкви на втором этаже для того, чтобы в него не могли забираться дикие животные.
Церковь Сурб Аствацацин
Многие из творений этого изящного зодчего, такие, как церковь Богородицы в Арени (1321 г.), сохранились до наших дней. Но, конечно, вершина творчества Момика – монастырь Нораванк, служивший кафедрой Сюникского митрополита.
Тимпан под кровлей притвора церкви Св. Карапета, изображающий Бога-Отца
В его память в Нораванке был установлен хачкар – особая честь, которой удостаивались очень немногие зодчие средневековой Армении. На хачкаре высечено: «Да упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним».
Хачкар на могиле Момика
Сам же гениальный мастер, ярчайший представитель средневекового зодчества, скромно говорил о себе: «Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик».
Легенда о Момике
Знаменитый мастер Момик влюбился в красавицу-дочь одного из сюникских князей. И девушка полюбила Момика. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам тебе дочку в жены, только если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый монастырь». Момик принял условие и приступил к работе. Прошло неполных три года и Момик возвел невиданной красоты монастырь. Работы осталось самая малость. Узнав про это, князь подослал своего слугу к Момику. Исполняя княжеский приказ, тот прокрался на купол нового монастыря и столкнул мастера с большой высоты. И последний обтесанный Момиком камень — стал его надгробием.
Эта легенда, как и многие легенды скорее всего является вымыслом. Ведь первые известные работы Момика датируются 1283 годом (миниатюры в сборнике молитв), а последняя (Нораванк) — 1339 годом. Следовательно, деятельность мастера насчитывает как минимум 56 лет, а прожил он более 70 лет. Но легенда есть легенда, и рассказывают ее и поныне.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян