Памяти мастера слова: Мардик Мардин – как потомок ванских армян стал легендарным голливудским сценаристом - RadioVan.fm

Онлайн

Памяти мастера слова: Мардик Мардин – как потомок ванских армян стал легендарным голливудским сценаристом

2019-09-12 21:53 , Немного О..., 4023

Памяти мастера слова: Мардик Мардин – как потомок ванских армян стал легендарным голливудским сценаристом

Сегодня, 12 сентября, в Лос-Анджелесе на 84-ом году жизни скончался известный сценарист Мардик Мартин. Мастеру слова было 83 года.

«Сказать, что Мардик был единственным в своем роде — значит ничего не сказать», — отметил экс-глава западного отделения Гильдии сценаристов Ховард Родман.

Мардик Мартин и Ховард Родман

Мардик Мартин стал известен благодаря сценариям к фильмам «Король комедии», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Бешеный бык» и многим другим. Его близким другом был режиссер Мартин Скорсезе, для которого Мардик сочинил несколько сюжетов, в том числе к фильму «Кто стучится в дверь ко мне?».

«То, что мы быстро нашли общий язык, во многом связано с нашими корнями. Моя семья приехала из маленькой деревушки в Сицилии, Мардик — из Армении. Нам, выходцам из далеких маленьких мест, в Нью-Йорке было очень комфортно вместе», - много лет назад Мартин Скорсезе так объяснял их дружбу.

Мардик Мартин родился 15 июня 1937 года в Иране. Его родители покинули свой родной город Ван, спасаясь от геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Затем семья перебралась в Багдад, где прошло детство будущего легендарного сценариста.

Мардик с детства любил кино и при первой же возможности бегал с друзьям в местный открытый кинотеатр. Мардик и его приятели – большей частью армяне, оказавшиеся в Багдаде по тем же причинам, видели на экране шикарную и беззаботную жизнь, о которой они тогда могли только мечтать. Первым шагом к осуществлению своей мечты стала работа курьером в багдадском дистрибьюторском отделении студии Metro-Goldwyn-Mayer. Мардик продолжал бредить кинематографом.

Чтобы стать еще ближе к своей мечте, три года спустя Мардик отправляется в США. В Нью-Йорке он поступает в бизнес-школу, изучая банковское дело, а параллельно подрабатывает барменом в одном из местных ресторанов. От одного из своих армянских друзей он узнает, что Нью-Йоркский университет объявил о конкурсном наборе на факультет кино и рекламы. Такой шанс упускать было нельзя.

И Мардик бросает школу бизнеса и, блестяще пройдя конкурс, поступает на новый факультет одного из ведущих университетов страны. Преподавателем Мардика, выбравшего курсы сценариста, по интересному стечению обстоятельств, становится его же соотечественник – Айк Манугян. Там он познакомился с начинающим режиссером Мартином Скорсезе, который также был учеником талантливого армянского преподавателя. Именно Айк Манукян помог сформировать философию целого поколения студентов киношколы 1960-х годов, в том числе Мардика и Скорсезе.

Тандем «два Мартина»

Между Мардиком Мартином и Мартином Скорсезе завязывается дружба, которая продлится долгие годы. Их первым проектом стала короткометражка «Дело не в теме, Мюррей». Затем Мардик участвует в создании режиссерского дебюта Скорсезе «Кто стучится в мою дверь?» 1967 года.

Дебют Мардика в полнометражном игровом кино состоялся в 1971 году. Это была драма «Месть — моя судьба», рассказывающая историю ветерана вьетнамской войны. За сценарий ленты, написанный им за шесть недель Майами, он получает значительный по тем временам гонорар в 10 тысяч долларов. Вскоре тандем «двух Мартинов» начинает работу над документальной картиной «Италоамериканцы», героями которой были родители Скорсезе.

«Мардику удалось разговорить моих родителей так, что через некоторое время они вообще забыли о присутствии камеры», — вспоминал Скорсезе.

А настоящий успех к Мардику приходит два года спустя – после выхода фильма «Злые улицы» Мартина Скорсезе, главную роль в котором сыграл Роберт де Ниро.

Кадр из фильма «Злые улицы»

После премьерной демонстрации «Злых улиц» в Нью-Йорке жизнь Мардика Мартина, как и Мартина Скорсезе, Харви Кейтела и Роберта Де Ниро резко меняется – кардинально и навсегда. А через пару лет вся эта компания оказывается в самом центре Голливуда – в офисе Metro-Goldwyn-Mayer в Лос-Анджелесе.

Мардик получает должность штатного сценариста. Он не только пишет, но и вычитывает все, что приходило в студию. Сыну народа, бежавшего на чужбину, спасаясь от резни, эмигранту это казалось просто невероятным.

«Если бы кто-то сказал мне, пятнадцилетнему, что через двадцать лет я окажусь в MGM, я бы принял его за психа», - позже скажет Мардик.

1977 году на экраны выходит фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В главных ролях заняты Роберт де Ниро и Лайза Миннелли. Заглавная музыкальная тема New York, New York позднее становится чрезвычайно популярной в исполнении Фрэнка Синатры. Создатели фильма, за короткий срок ставшего безумно популярным, все тот же тандем: режиссер – Мартин Скорсезе, сценарист – Мардик Мартин.

Кадр из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Далее Мартин работает над написанием нарратива для документального фильма Скорсезе «Последний вальс» - хроники заключительного концерта группы The Band, собравшей на одной сцене Мадди Уотерса, Стэппл Сингерз, Доктора Джона, Пола Баттерфилда, Боба Дилана, Джони Митчел, Вана Моррисона, Эрика Клэптона, Нила Даймонда, Рона Вуда, Ринго Стара и других.

Постер фильма «Последний вальс»

Идею «Бешеного быка» (1980), ставшей очередной вехой на пути уже известного сценариста, предложил никто иной, как Роберт Де Ниро, которому в руки случайно попала автобиография известного в 1950-х боксера Джейка Ла Мотты. Вся команда взялась за дело. Для начала были просмотрены десятки фильмов о боксерах и первым делом решили обойти клише — талантливый спортсмен, гангстеры, проблемы с женой, счастливый конец и так далее. Последующие несколько месяцев Мардик беседовал и с самим Ла Моттой, и со всеми, кто имел хоть малейшее отношение к жизни и карьере Бешеного быка. Мардик ставит перед собой цель – написать все как можно реалистичнее.

Кадр из фильма «Бешеный бык»

И ему это удается. Биографическая драма с Робертом Де Ниро получила два «Оскара», премию «Золотой глобус», и заняла 51 место в списке 100 лучших американских триллеров по версии Американского института киноискусства! К Мардику пришла настоящая слава.

Но когда в 1988-м был завершен сценарий под названием «Рок-н-ролльная история», Мардик был уже на самом дне: он не справился со свалившейся на него славой и напряженной жизнью голливудского творца. Пока в 1990 году Мартин не стал профессором в Нью-Йоркском университете и Школе кинематографических искусств при Университете Южной Калифорнии, у него был сложный период. Сценарист стал зависимым от кокаина и потерял работу в перспективных проектах, включая «Путь Карлито» Брайана Де Пальмы. Он вовремя берет себя в руки: прекращает все попытки написать новый сценарий и решает полностью отдаться педагогической деятельности – делиться своим опытом и знаниями с начинающими авторами.

«Я уже стар, мне не хватает энергии, чтобы вернуться в дело, но мои студенты добиваются многого и по большому счету заменяют мне работу в кино и семью. Настало их время играть в Бога и создавать миры». Мардик Мартин

В 2008 году был снят документальный фильм о жизни ставшего легендарным голливудском сценаристе армянского происхождения – «Мардик: Багдад в Голливуде».

Его последний сценарий был задействован в драме Фатиха Акина «Шрам» 2014 года, рассказывающем об армянине, чудом спасшемся во время геноцида, который спустя годы случайно узнает, что его дочки-близнецы тоже, возможно, спаслись, и начинает искать их.

Кадр из фильма «Шрам»

Сегодня имя Мардика Мартина включено в список «101 величайший сценарист, из когда-либо писавших», составленный Гильдией сценаристов США. Светлая память мастеру…

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть