Мартин Скорсезе – знаменитый американский кинорежиссер, лауреат престижной кинопремии «Оскар», а также продюсер, сценарист и даже актер. В 2010 году журнал «Paste» по результатам опросов объявил Скорсезе лучшим из ныне живущих режиссеров. Также Мартина Скорсезе не раз называли одним из самых влиятельных кинорежиссеров поколения и сравнивали с легендой кинематографа Стэнли Кубриком, отмечая, впрочем, что, в отличие от «холодного» Кубрика, Скорсезе – эмоционален.
Становясь старше, время от времени ты должен выбирать, с кем сражаться. В молодости ты воюешь со всеми. Ты как боец на ринге, дерешься со всяким, кто бы ни вошел. С возрастом приходится осознавать: подожди-ка, это не стоит потраченных сил, потерпи, пока не начнется монтаж.
Скорсезе
Продюсер и режиссер Мартин Скорсезе появился на свет 17 ноября 1942 года в Куинсе. В этом криминальном районе Нью-Йорка жили сицилийцы. В пять лет он впервые увидел труп человека с простреленной головой. Здесь убийства были привычным делом.
Мартин рос в семье ревностных католиков. Его родители были мирными людьми, в том же духе воспитывали и детей. Мартин Скорсезе редко выходил на улицу - был впечатлительным и нежным ребенком. Да и сверстники дразнили его, потому что он постоянно пил таблетки: у него была астма тяжелой формы.
Дни он проводил в одиночестве – смотрел фильмы и рисовал любимых героев на бумаге, а затем начал придумывать своих персонажей. Подросток не только придумывал персонажей – он тщательно продумывал сцены, развитие сюжета. Наверное, уже тогда в нем зарождался режиссер. Набожный Скорсезе гнал от себя мысли о кино, потому что считал их греховными. Да и себя он мнил грешником, потому что болезнь помешала ему присутствовать на нескольких мессах.
В 14 лет Мартин поступил в духовную семинарию, чтобы стать священником. Пройдет 32 года, и он снимет скандальную картину «Последнее искушение греха», чем шокирует верующих во многих странах мира.
Священника из Мартина Скорсезе не получилось – тогда он поступил на факультет кино в университет Нью-Йорка, а параллельно с обучением работал монтажером на киностудии.
Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного – потребность людей в общих воспоминаниях.
Скорсезе
«Кто стучится в мою дверь?» также известен под рабочим названием «Я вызвался первым» (англ. I Call First) — драма 1967 года, ставшая дебютом режиссёра Мартина Скорсезе в большом кино. В фильме затрагиваются тема католической вины, которая также будет затронута и в более позднем фильме Скорсезе «Злые улицы». Фильм стал победителем Чикагского кинофестиваля 1968 года.
В числе продюсеров «Кто стучится в мою дверь?» был Айк Манукян, профессор кинематографии в Нью-Йоркском университете. Манукян, родившийся в Нью-Йорке в 1916 году, оказал большое влияние на своих студентов — будущих известных кинематографистов, среди которых был и Мартин Скорсезе. Айк Манукян помог сформировать философию целого поколения студентов киношколы 1960-х годов.
Знавшие Айка Манукяна рассказывали, как он учил своих студентов в Нью-Йоркском университете видеть и связывать идею видения с естеством искусства и религии.
Айк Манукян
Например, в качестве вступления для своего эссе «Искусство кинорежиссера» преподаватель Скорсезе цитировал английского писателя, художника и теоретика искусства викторианской эпохи Джона Рёскина: «Величайшей вещью, когда-либо cделанной человеческой душой, является возможность увидеть что-то и обдуманно рассказать об увиденном. Один мыслящий человек стоит сотни говорящих, а тысячи мыслящих — как один способный увидеть. Ясно увидеть поэзию, пророчество, религию, все в одном».
«У него была такая энергия, такая страсть», — говорил в беседе с американским историком кино Ричардом Шикелем Мартин Скорсезе о своем учителе Айке Манукяне. «Я сказал себе: вот, где я хочу быть, — с этим человеком».
Мартин Скорсезе, рассказывал, что в те времена, когда он только обучался, Айк Манукян постоянно говорил про ценность каждого кадра.
И никто в классе с самого начала толком не понимал, что это означает. Но однажды при монтаже фильма кто-то из учеников решил использовать один кадр для совсем другой сцены. Не для той, для которой он был снят изначально.
Тогда Учитель воскликнул: «Вот! Теперь ты понимаешь ценность кадра!»
Кадр представляет ценность сам по себе. Не важно, для какой сцены он снимался. Каждый кадр имеет свою жизнь, свою силу, свою ценность. Это идея казалось бы очень простая и относится только к миру кинематографии. Но, как и всегда, друзья, мы призываем Вас копнуть немного глубже и задуматься о том, в каких сферах жизни эта идея так же может сослужить Вам службу? Возможно Вы уже долгое время отчаянно сосредоточены на конечном результате и перестали уделять должное внимание и понимать ценность каждого шага на пути к цели? Или возможно какие-то небольшие составляющие Вашей конкретной деятельности можно поменять местами, чтобы Ваш «фильм» приобрел новые краски? Это не практический совет, это установка мышления, с которой Вы просто можете поэкспериментировать в любых сферах жизни.
Профессор кинематографии Айк Манукян
Манукян проповедовал «кино личности», и его теория киноискусства навсегда осталась ориентиром в творчестве Скорсезе. Став учеником Манукяна, Скорсезе очень скоро снял ряд студенческих работ, которые доказали его способность быть режиссером. Поэтому никого не удивило, что уже второй полнометражный кинофильм, снятый Скорсезе в 1973 году, был признан шедевром.
Кино нельзя называть контентом
Скорсезе
В 1978 году Скорсезе попал в клинику – врачи диагностировали у него внутреннее кровотечение, вызванное приемом наркотиков.
Роберт Де Ниро, навестив режиссера в больнице, попытался уговорить его никогда больше не употреблять наркотики и высказал пожелание, чтобы Скорсезе снял фильм о боксере. Сначала Скорсезе отказался (он не любил картины о спорте), но Де Ниро в конце концов сумел его переубедить. Многие утверждают, что Де Ниро спас режиссеру жизнь, сумев настоять на его возвращении к работе. Этого мнения, кстати сказать, придерживается и сам Скорсезе.
Тогда он и задумался над съемками картины «Бешеный бык».
Этот фильм рассказывает о жизни американского боксера Джека Ла Мотты. Позднее режиссер скажет, что этот жесткий проект стал отражением его внутреннего состояния в тот период жизни. Премьера фильма прошла через четыре дня после окончания монтажа
Главную роль в картине исполнил Роберт Де Ниро.
Картина заняла 51 место в списке 100 лучших американских триллеров по версии AFI. Фильм завоевал две премии «Оскар» в категориях «Лучшая мужская роль» и «Лучший монтаж».
Нет ничего, чему вы можете быстро научиться! Вы должны пройти через свой собственный путь, так вы действительно учитесь. Как только вы поймете, как использовать камеру, вам решать: Теперь, что мне с этим делать?.
Айк Манукян
Хвалебные рецензии и признание киноакадемии перевесили кассовые сборы. Другой мастодонт в мире кинокритики Винсент Кэнби в газете The New York Times назвал фильм Скорсезе грандиозным.
Фильм Мартина Скорсезе «Бешеный Бык» заканчивается следующими словами:
«Итак, вторично призвали Фарисеи человека, который был слеп и сказали ему:
— Воздай славу Богу, мы знаем, что человек тот грешник.
Он сказал им в ответ:
— Грешник ли он? Не знаю. Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
(Евангелие от Иоанна, глава IX, стихи 24–26).
Памяти моего учителя Айка Манукяна.
С любовью и преданностью,
Марти».
В 1980 году Айка Манукяна не стало.
Материал подготовила: Марина Галоян