Нелегкая участь сына Тиграна Великого: царь Артавазд ІІ – политик, патриот, основоположник армянской драматургии - RadioVan.fm

Онлайн

Нелегкая участь сына Тиграна Великого: царь Артавазд ІІ – политик, патриот, основоположник армянской драматургии

2019-09-06 21:53 , Минутка истории, 8034

Нелегкая участь сына Тиграна Великого: царь Артавазд ІІ – политик, патриот, основоположник армянской драматургии

Нелегкая участь постигла сына армянского царя Тиграна Великого, Артавазда ІІ, который правил в Великой Армении в 55-34 гг. до н.э. Он был высокообразованным правителем, свободно владел греческим языком и был знатоком греческой литературы.

Артавазд ІІ

Древнегреческому философу и биографу Плутарху, жившему в І веке н.э, были знакомы исторические труды Артавазда на греческом языке. К Артавазду ІІ от Тиграна Великого перешли титулы «Царь царей» и «Божественный». Он отождествлялся с Богом солнца и света Митрой (Михр). Артавазд чеканил серебряные монеты в Арташате. Ему приходилось лавировать в политике между крупнейшими державами – Римом и Парфией.

Полководец Марк Красс, который в 71 г. до н.э. жестоко подавил восстание Спартака, жаждал завоевать и разграбить Парфию. В 54 г. до н.э. Марк Красс прибыл в Сирию. По Арташатскому договору, заключенному между Тиграном Великим и Гнелем Помпеем, Великая Армения являлась «другом и союзником римского народа». Артавазд прибыл к Крассу и пообещал предоставить ему для планируемого похода 10 тыс. всадников и 30 тыс. пехоты, если римляне изберут путь через гористые районы Армении. Этот путь был не только безопасным, т.к. являлся непроходимым для парфянской конницы, но и способствовал бесперебойному снабжению армии продовольствием. Однако Красс пренебрег советом Артавазда и решил идти через Месопотамию. Чтобы оградить Армению от вторжения парфян, Артавазду пришлось отказаться отучастияКрасса и вернуться в Армению.

Монета с изображением Артавазда II

Царь Парфии Ород ІІ незамедлительно вторгся в Армению. В результате был заключен парфяно-армянский военный союз, скрепленный браком между парфянским царевичем Пакором и сестрой Артавазда.

В 53 г. до н.э. при Каррах римские войска потерпели поражение. Полководец парфянских войск Сурен с сатрапом Силлаком отправил голову Красса царю Ороду, находившемуся в Арташате на праздновании заключения армяно-парфянского союза. Голова Красса была доставлена в тот момент, когда Артавазд и Ород вместе с приглашенными гостями наслаждались трагедией Еврипида «Вакханки».

Артавазд и Ород в Арташате наслаждаются трагедией Еврипида «Вакханки»

Плутарх пишет, что некий актер Ясон из Тралли исполнял роль Агавы, когда прибывший Силлак пал ниц перед Ородом и бросилголову Красса. Парфяне с радостными возгласами рукоплескали. Ясон вместо бутафорской головы, требовавшейся по ходу действия, поднял отрубленную голову Красса и пропел: «Вот рога оленя, убитого нами на счастливой охоте…». Публика с восторгом наблюдала за игрой актера. А когда Ясон пропел: «Кто сразил его – это подвиг мой!», наступило всеобщее ликование.

Согласно парфянскому обычаю, царь Ород ІІ наградил Силлака, а актеру Ясону пожаловал серебряный талант. (Талант – крупная денежно-счетная единица, распространенная в античном мире.)

Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах и гибель Красса позволили Артавазду присоединить к Великой Армении захваченные ранее Римом армяноязычные государства Софену и Малую Армению. Впоследствии парфянские и армянские войска под предводительством царевича Пакора приняли участие в кампании против средиземноморских провинций Рима. В 39 г. парфянское войско потерпело поражение, во время сражения погиб царевич Пакор. Для Армении наступил недолгий период мира и процветания.

В 36 г. до н.э. римский триумвир Марк Антоний, который управлял восточной частью Римской империи, опираясь на помощь египетской царицы Клеопатры VІІ, начал новую войну с Парфией. Армения вынуждена была принять участие в военных действиях на стороне Рима. Войско полководца Антония состояло из 100 тыс. воинов. Антоний вторгся в Атропатену (Северный Иран) и осадил город Фрааспу.

Марк Антоний

Он спешил и поэтому форсировал движение основного войска, выделив для медленно продвигавшейся осадной техники лишь два легиона. Когда разрыв между основным войском и осадной техникой был достаточно велик, парфяне напали на два оставленных римских легиона и уничтожили осадные машины. Осада Фрааспы затянулась, а участь военной операции без осадной техники была предрешена. Артавазд отозвал свои войска из римской армии. Вскоре парфяне перешли к активным действиям, Антонию пришлось начать отступление. На всем протяжении пути до границы с Арменией парфяне преследовали римлян, нанося им сокрушительные удары.

Плутарх пишет, что римские солдаты, ступив на армянскую землю, радовались, со слезами на глазах целовали землю и обнимались. Антоний нуждался в помощи Артавазда и поэтому всячески выказывал ему свою доброжелательность и почтительное отношение. Оставив раненых и больных римлян в Армении, Антоний поспешил в Александрию к царице Клеопатре. Марк Антоний и Клеопатра задумали коварный план и решили обвинить в военных неудачах Артавазда. Последующая попытка Антония заманить Артавазда к себе не увенчалась успехом, Артавазд игнорировал все его предложения.

В 34г. Марк Антоний во главе большого войска вновь прибыл в Армению. Не скупясь на обещания и заверения, Антоний все же сумел коварно заманить Артавазда в свой лагерь и заключил его под стражу. Ему удалось также взять в плен жену Артавазда и его двух сыновей – Тиграна и Артавазда. Пленный Артавазд и его семья были увезены в Египет.

Римский историк Дион Касий пишет, что Артавазд и члены его семьи, находясь в египетском плену, сохраняли достоинство. Спустя три года Артавазд был обезглавлен. После его гибели на армянский престол вступил сын Артавазда ІІ, Арташес ІІ. Его войско освободило Армению от римских захватчиков.

Пленный царь Артавазд с Марком Антонием и Клеопатрой

Роковое совпадение или нет? В свое время Тигран Великий приказал отрубить голову сирийской царице Клеопатре-Селене, бабушке по материнской линии египетской царицы Клеопатры VІІ. В отместку Клеопатра VІІ приказала отрубить голову сыну Тиграна Великого. Артавазд II, как и его отец Тигран Великий и дед Арташес І, был дальновидным политиком и истинным патриотом. Интересы своей страны он ставил превыше собственных.

Римский историк І века Юстин пишет, что после Рима и Парфии Армения осталась третьей по значимости среди государств огромного региона. По свидетельству Плутарха, армянский царь Тигран ІІ возвел в своей новой столице, Тигранакерте, театральное здание и пригласил много греческих актеров. Артавазд же стал основоположником армянской драматургии. Армения в то время испытывала сильнейшее влияние эллинизма, греческим языком владели многие из тех, для кого Артавазд сочинял речи и писал драматические произведения на греческом языке.

Царь Артавазд приветствует актеров

Ежегодно в конце марта в Армении проводится церемония вручения главной театральной премии «Артавазд» в честь Артавазда ІІ. Премия имеет 13 номинаций и вручается лучшим театральным деятелям. Артавазд по праву считается основателем армянского театра. И не случайно на барельефе Государственного национального академического театра имени Габриэла Сундукяна изображен Артавазд ІІ.

Барельеф Государственного национального академического театра имени Габриэла Сундукяна. Автор – Ара Арутюнян

Источник – mostga.

Лента

Рекомендуем посмотреть