Онлайн

Амаяк Арцатбанян – друг и первый учитель Мартироса Сарьяна: трагическая гибель в расцвете творческих сил

2019-09-05 20:37 , Немного О..., 404

Амаяк Арцатбанян – друг и первый учитель Мартироса Сарьяна: трагическая гибель в расцвете творческих сил

Художник Амаяк Арцатбанян – превосходный колорист, мастер портрета, вдумчивый аналитик сюжетной картины.

Как известно из биографии художника, Амаяк родился в 1876 году в Нахичевани (Ростов-на-Дону) в семье ювелира, то есть вырос в среде, где рождалось изящное, где ценилась культура, где бережно хранилась национальная художественная традиция.

Амаяк Арцатбанян. Автопортрет, ок. 1908г

Начальное образование получил в церковно-приходской школе армянского монастыря Сурб-Хач, затем в городском четырехклассном училище. В 15 лет его отдали учеником в иконописную мастерскую Е. Г. Черепахина. Решив серьезно заняться живописью, в 1894 году Амаяк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (класс В.Серова). Окончив его с золотой медалью, был награжден творческой поездкой в Париж, но осуществить ее так и не смог по причине финансовых трудностей, надо было содержать большую семью. Вернувшись в Нахичевань, Амаяк Арцатбанян занялся педагогической деятельностью, став одним из организаторов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, которое открылось в 1907 году.

Амаяк Арцатбанян. C больным ребенком, 1900г

Арцатбанян был одним из самых активных деятелей художественной жизни города, став также одним из первооткрывателей поиска нового синтеза для армянской живописи, но уже через русский живописный опыт московской школы в период модерна. Арцатбанян является автором и ряда икон, вошедших в иконостас церкви Сурб-Карапет Нахичевани-на-Дону.

Амаяк Арцатбанян дважды побывал в Армении – в 1911-ом и 1915-ом годах. Вторую поездку на родину он совершил в то самое время, когда его народ переживал страшную трагедию. Геноцид армян, организованный правительством младотурок, глубоко ранил художника. Он пишет свои знаменитые полотна «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне», «Резня», «Долина слез», «Среди родных развалин», «За что?». В 1916 году он вступил в «Союз художников-армян».

Амаяк Арцатбанян. Пожар в армянской деревне

Амаяк Арцатбанян. Резня

Насколько высоко ценил его Мартирос Сарьян, который на четыре года был моложе Амаяка и прошел ту же художественную школу в Московском училище у Серова, говорит тот факт, что Сарьян называл Арцатбаняна своим первым учителем.

Амаяк Арцатбанян. Портрет молодого Мартироса Сарьяна, 1898г

Сарьян пишет: «По совету Амбарданова мой брат Ованнес решил послать меня в Москву учиться живописи. В этом деле мне оказал большую помощь студент Московского университета, впоследствии известный хирург Амбарцум Кечек. Он посоветовал мне пройти предварительную подготовку у нашего земляка Амаяка Арцатбаняна, который был тогда студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества».

Вот так началась дружба нахичеванского художника Амаяка Арцатбаняна и Мартироса Сарьяна, которая длилась до самой смерти Арцатбаняна.

Амаяк Арцатбанян. У колыбели

Жизнь Амаяка Арцатбаняна трагически оборвалась 8 января 1920 года. Это был тот самый день, когда в Ростов и Нахичевань вошла Красная армия. Существует несколько версий его гибели. По официальной, он был убит, когда заступился за своего сына, которого хотели мобилизовать белогвардейцы. По другой, был застрелен ворвавшимся в дом неизвестным. В книге Светланы Хачикян «Амаяк Арцатбанян», изданной в 2017 году, опубликован протокол, подписанный комендантом города Нахичевани и врачом Свято-Троицкого госпиталя, в котором, в частности, написано: «В ночь с 8 на 9 января нового стиля 1920 года, при отступлении Добровольческой армии, ворвавшимися в дом художника лицами в офицерской форме был убит несколькими выстрелами в грудь Амаяк Абрамович Арцатбанян, а также тяжело ранена его жена Вартуги».

Амаяк Арцатбанян погиб в расцвете творческих сил. Искусствоведы считают, что одним из лучших произведений художника является автопортрет, написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до гибели.

Амаяк Арцатбанян. Автопортрет. 1919г

«Картины Арцатбаняна хранятся в Ростовском областном музее краеведения, в Национальной картинной галерее Армении, в Музее литературы и искусства имени Чаренца (Ереван), в Ленинаканском краеведческом музее (ныне Гюмри), – пишет в своей книге Светлана Хачикян. – Картину «У фортепиано» видели ростовчане, побывавшие в одном из музеев города Хельсинки (Финляндия). Есть картины Арцатбаняна и в Лондоне, и в Париже, и в Австралии… Их можно встретить всюду, куда эмигрировали состоятельные нахичеванцы после революции 1917 года. В частных коллекциях ростовчан также немало картин Амаяка Арцатбаняна».

Амаяк Арцатбанян. Девушка у фортепиано, 1898 г

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть