Сегодня имя писательницы и публициста Србуи Тюсаб почти забыто: ее произведения никогда не были включены в программу школьных учебников по литературе, и даже в специализированных вузах их редко изучают. А зря – ведь она является первой армянской женщиной-прозаиком.
То, что на сегодняшний день, по мнению современных литературных критиков, ее романы не актуальны, еще не означает, что Тюсаб в свое время не оказала весомого влияния на армянское общество, образ мышления женщин и на их роль в обществе. В действительности же, вклад Србуи Тюсаб в нашу общественную жизнь неоценим, благодаря чему ее даже называли «армянская Жорж Санд» - как авангард армянского феминизма.
Србуи Тюсаб родилась в 1840 году в Константинополе, в зажиточной семье Ваганянов. Начальное образование получила во французской школе, как это было принято в то время в богатых армянских семьях. Но, будучи образованной в духе западноевропейских, прежде всего, французских идей и традиций, с молодости проявляла большой интерес к армянскому языку.
В деле развития армянского самосознания молодой девушки большую роль сыграл ее учитель – поэт Мкртич Пешикташян. Литературоведы отмечают, что романтичный поэт Пешикташян был влюблен в свою умную и миловидную ученицу, однако в силу социального неравенства и большой разницы в возрасте эта любовь была обречена, хотя и отражена в поэзии.
Фамилию Тюсаб Србуи Ваганян приобрела после замужества: в 1871 году, в возрасте 30 лет (по меркам того времени – довольно поздно) она вышла замуж за известного музыканта – француза Поля Тюсаба, руководителя дворцового оркестра, с которым познакомилась в одном из европейских салонов, где видные представители интеллигенции, либералы, писатели и активисты собирались, чтобы обсудить социальные и политические вопросы, литературу и поэзию. Позже супруги открыли свой собственный салон, в котором собиралась армянская и европейская интеллигенция Константинополя.
В 1879 году Србуи вместе с матерью Назли Ваан основали «Союз женщин, ищущих знания», почетным членом которого был великий маринист Иван Айвазовский. Спустя год Србуи начинает печататься в местной прессе – поднимая в своих статьях вопросы неравенства полов в обществе, женского образования, расширения прав женщин, став основательницей армянского феминизма. Затем приходит черед прозы: представляя западно-армянский романтизм 1880-х годов, Тюсаб была увлечена социальными идеями Жорж Санд, в своих трех романах - «Сирануйш» (1884), «Араксия, или Учительница» (1887), «Майта» (1883) она вскрывает фальшь нравственных устоев буржуазной среды, ее социальные противоречия, активно ратуя за общественные права женщины.
Обложка романа «Сирануйш»
Идеи Тюсаб были крайне смелыми для своего времени, следовательно, вовсе неудивительно, что многие представители армянской интеллигенции, даже такие просвещенные, как Григор Зограб, выступали против писательницы. Но Тюсаб это нисколько не смущала, она продолжала идти своим путем, прокладывая тем самым дорогу для многих других армянок, решивших взяться за перо.
«Когда человек не знает, как защитить свои права, он не достоин ими пользоваться», - храбро отмечала писательница.
Ее романами были воодушевлены Запел Есаян и Аршакуи Чезвечян, а в последствии отраженные в них идеи привлекли внимание Александра Ширванзаде.
«Люди всегда сочувствуют отверженным, но злы по отношению к счастливым», - говорила Тюсаб, сознавая, что «литературная стезя для женщины таит больше шипов, чем роз».
В 1887 году из-за участившихся мигреней Србуи перестает заниматься литературной деятельностью. В 1889 году вместе с дочерью Дорой отправляется на лечение во Францию. По дороге в Париж останавливается в Пловдиве и обращается за помощью к известному невропатологу Жану Мартену Шарко, который диагностирует у нее невралгию и назначает лечение, значительно облегчив состояние писательницы.
В Париже она проводит около двух лет. Затем принимает решение вернуться домой – у дочери обнаружили туберкулез. В 1891 году, через несколько месяцев после возвращения 18-летняя Дора скончалась. После ее смерти Србуи Тюсаб навсегда оставляет литературную деятельность.
Писательница пережила дочь на 10 лет: она скончалась 20 января 1901 года, в возрасте 60 лет. На ее могиле на Латинском кладбище в Константинополе и сегодня стоит скромный памятник, на котором на французском языке высечено: «Прекрасной супруге и матери, той, которая была чиста сердцем и наделена всеми талантами. Вечное уважение и скорбь».
Материал подготовила: Тамара Хачатрян