Опера «Алмаст» заслужено является одной из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства в целом. Ee автор – Александр Спендиарян – один из основоположников армянского музыкального искусства, армянской классической музыки.
Подход Спендиаряна к национальному музыкальному творчеству сочетался с высоким профессионализмом композитора, свободно владеющего всеми ресурсами современной ему музыкальной технологии, и впервые именно он внес в армянскую музыку подлинное симфоническое развитие. В этом смысле опера «Алмаст» – подлинный шедевр творчества выдающегося композитора.
Опера «Алмаст». Сцена из спектакля Армянского театра оперы и балета им. А. Спендиарова, 1940г
Мысль написать оперу возникла у композитора еще в 1916 году. Отвергнув ряд сюжетов, он обратился к творчеству выдающегося армянского поэта Ованнеса Туманяна.
«Я мечтал натолкнуться на такую благодарную тему, как «Иван Сусанин», «Князь Игорь» или «Китеж», только связанную с историей Армении, с жизнью и героической борьбой моего народа; я стремился найти такое литературное произведение, которое, отвечая этим требованиям, вместе с тем ложилось бы на музыку». Александр Спендиарян
Александр Спендиарян
И историческая поэма Ованнеса Туманяна «Взятие Тмкаберта» оказалась именно таким произведением.
«Взятие Тмкаберда» Туманян написал в 1902 году. Поэт использовал в своем произведении народные сказания и легенды о подлинных исторических событиях первой половины XVIII века — об осаде крепости Тмук войском персидского шаха, о мужественном и отважном армянском князе, возглавившем народ в освободительной борьбе, и его честолюбивой жене, изменившей родине.
Поэма увлекла Спендиаряна. Дважды приезжал он в Тбилиси, где записывал армянские и иранские народные мелодии и другой необходимый ему музыкальный материал. Составление либретто оперы было поручено поэтессе Софии Парнок, которая, тем не менее, несколько отошла от замысла и духа поэмы Туманяна, и закончила свою работу в 1918 году. В центре либретто оказался не патриотический подвиг народа, а раскрытие психологической драмы девушки Алмаст, противоречивости ее чувств и переживаний. Полностью устранить идейные и драматургические просчеты либретто композитор, разумеется, не мог. Однако широким развитием народных сцен и усилением музыкально-драматургической роли князя Татула ему удалось верно передать в музыке основной смысл поэмы.
Отличительные черты партитуры «Алмаст» — продуманность музыкальной драматургии и подлинная симфоничность. Интенсивному развитию подвергаются здесь многочисленные народные мелодии, использованные композитором, такие как песня «Сона яр», мелодии, на которых основаны танцы, особенно танец Алмаст.
Один из замечательных примеров — «Персидский марш», созданный на основе мелодий персидских мелодий. По блеску звучания, мастерству и размаху симфонического развития «Персидский марш» не уступает аналогичным эпизодам в произведениях мировой оперной классики.
Но закончить оперу, которой он отдал столько сил, Спендиаряну, к сожалению, не удалось. Он умер 7 мая 1928 года, так и не успев инструментовать четвертый акт, написать задуманные им вокальную увертюру и еще одну арию Татула, пересмотреть речитативы.
Окончательную редакцию партитуры оперы сделал композитор Максимилиан Штейнберг, автор балета «Тиль Уленшпигель». Он же написал недостававшую в партитуре музыку пролога и эпилога.
Премьера «Алмаст» состоялась в Москве 23 июня 1930 года.
А в Армении опера была впервые поставлена 20 января 1933 года – в день открытия в Ереване театра оперы и балета, которому было присвоено имя А. Аалександра Спендиаряна.
В 1939 г. М. Штейнбергом и драматургом Т. Ахумяном быта сделана новая редакция оперы (дописаны героическая ария Татула, хор народа в финале второго акта, новая сцена в финале четвертого акта, в которой восставший народ изгоняет Надир-шаха). Именно в этой редакции опера идет и в настоящее время.
На главном фото – иллюстрация Мартироса Сарьяна к опере «Алмаст»