— Представиться или ты меня представишь? – обратился гость к своему знакомому из осужденных.
Тот представил:
— Арцви Бахчинян, научный сотрудник Академии наук.
Прозвучало как «царь царей, академик академиков, профессор профессоров и прочее, и прочее, и прочее…». Мимика зэков однозначно показала – насколько высокий гость спустился к ним с неба. У кого брови на лоб полезли, у кого края губ опустились ниже подбородка.
Жулики, бандиты, воры всех мастей расселись вокруг учёного, стоящего у большого экрана. Там высветилось скульптурное изображение богини Анаит. Свою речь Арцви Бахчинян начал с неё:
— Знакомый образ? Я долго думал о чём вам рассказать – и наконец придумал: о женщинах! Наша история – история с бородой. Потому что в ней почти нет женщин. Мы очень мало знаем о прекрасной половине пантеона армянских богов. Анаит, Астхик, Нане… Чуть больше о земных дочерях Армении.
И он поведал об отсутствующих в армянской истории так много хорошего, сколько мог. Об армянках со всех концов света. Начиная с незапамятных времён.
— Есть одна книга о женщинах-армянках – не советую её читать. Потому что автор перечисляет имена якобы знаменитых армянок, взятые с потолка.
Гость поделился с нами собственным видением женщин, их роли в жизни. Я бы не назвал его лекцию чисто научной. Больше эмоциональная. По крайней мере некоторые утверждения звучат именно так. Попахивают непонятными западными веяниями:
— Обычай «красных яблок» – не армянский. Арабским странам ещё куда не шло: это их дело. Но нам не стоит этот обычай превращать в национальную традицию: стыдно в конце концов!
Почему стыдно – учёный не объяснил. Его считают пропагандистом женщин. Возможно он находит, что публичное объявление о девственности невесты её унижает. Не знаю. Для меня «красные яблоки» – красивый обычай.
После лекции и совместного фотографирования он подарил библиотеке свою книгу о влиятельных армянках мира: «Աշխարհի հայ ազդեցիկ կանայք». Когда бандиты попрощались с гостем и разошлись, мне удалось с ним поговорить.
Хотелось, конечно, придраться к высказываниям об армянских обычаях. Но не стал. Ещё в советские времена заметил, что ереванцы придерживаются традиций меньше, чем, к примеру, у нас в Грузии. И оно понятно.
Вдали от Армении бережно храним всё, что связывает нас с национальной родиной. Даже горсть армянской земли, зашитой в мешочек. У местных такой потребности нет. Как и нет потребности придерживаться традиций предков.
Спросил учёного о том, как его встретила администрация, о впечатлении от встречи с зэками и так далее. Гость остался доволен всем, кроме пассивности заключённых:
— Хотелось бы, чтоб ребята активнее участвовали. Думаю, как это организовать. И хорошо бы встречаться еженедельно. Хоть немного отвлечётесь от тюрьмы.
На этом и порешили. Разрешат или нет частые встречи – посмотрим. Ждать-то будем – что уже полезно.