Джэк Вартугян — обладатель премии Лоны Фут — Боба Парента «За совершенство в джазовой фотографии», вручаемой Международной ассоциацией джазовых журналистов.
Будущий мастер фотографии родился в Детройте в 1940 году. Бабушка его была родом с Кипра, а дедушка — из Александрии. Отец родился в Буэнос-Айресе и, когда ему исполнилось всего три месяца, родители привезли его в Детройт. Его родители приехали в Америку из Египта. «Я стопроцентно западный армянин!», - утверждает Вартугян.
Детство Джэка прошло под музыку, с пятнадцати лет начал самостоятельно слушать именно джаз. По его рассказам, в их семье всегда очень любили музыку — армянскую, латиноамериканскую и, конечно, популярную американскую. Что касается образования, то Джэк изучал историю в Wayne State University и получил ученую степень в области истории Востока. Потом его семья переехала в Нью-Йорк, и там, в Колумбийском университете, он получил возможность углубиться в проблемы истории Армении и Оттоманской Турции. Там же познакомился с будущей женой Линдой. Они поженились в 1963 году, и с тех пор вместе — в жизни и работе.
А занимался Джэк наукой вполне серьезно: изучал сам, преподавал в университете. Но так как найти хорошо оплачиваемую работу в этой сфере было довольно трудно, он понял, что зарабатывать на жизнь придется чем-то другим. И пока несколько лет он безуспешно искал работу по специальности, то решил превратить свое детское хобби — фотографию — в источник средств к существованию.
«Слушать джаз я, конечно же, начал задолго до того, как стал фотографировать. Потом меня увлекла идея передать живую душу джаза и не только (например, балета) при помощи статичного изображения на бумаге».
Лайонел Хэмптон и Джордж Бенсон (автор — Джэк Вартугян)
Свою первую семейную фотокамеру с супругой они купили в 1968 году, это была 35-миллиметровая MINOLTA. На свою первую же пленку Вартугян снял концерт саксофониста Фарао Сандерса, игравшего в клубе Slug's. Качество было крайне низким,поскольку он тогда не знал, как нужно снимать в особых условиях. Но, несмотря на первую неудачу, он продолжал снимать концерты.
«Именно тогда, в первые годы работы, мне удалось сделать замечательные снимки Дэйва Брубека, Майлза Дэвиса, Телониуса Монка, Тины Тёрнер и многих других. И, естественно, мои снимки становились все лучше и лучше. Наконец тогда же, в начальный период моей карьеры музыкального фотографа, профессиональный журнал Down Beat купил у меня несколько фотографий для обложки. Правда, заплатили они минимум, но это было уже признание для начинающего фотографа!», - так рассказывал об этом периоде жизни Джэк Вартугян.
Этот шаг стал очень важным для него и его семьи, ведь он так и не смог найти работу по основной специальности, и ему приходилось снимать концерты профессионалов и любителей, различные танцевальные вечера, чтобы заработать денег. Супруга Линда тоже занималась этим делом и она смогла на постоянной основе устроиться фотографом в журнал Time, а через нее в издании часто стали появлять и фотографии Джэка. Постепенно его авторитет и успехи росли, и, наконец, к концу 80-х он окончательно забыл о своих планах в области истории и вплотную занялся фотографией. Тогда он уже достаточно часто печатался во многих серьезных журналах.
Ди Ди Бриджуотер (автор — Джэк Вартугян)
Позже его пригласили работать в Институт музыки мира, где изучают музыку — классическую, эстрадную, фольклорную — всех стран и народов мира. Его очень обрадовало это место, так как, работая для отдела восточной музыки, он мог часами слушать знакомые и издавна любимые мелодии. Здесь он ближе знакомился с классической и оперной музыкой, что любил слушать и снимать.
Затем он перешел в New York Times, где на протяжении почти семнадцати лет по заказу редакции снимал джазовых артистов.
«Я люблю и знаю джаз, и, наверное, поэтому именно этот жанр мне удается отображать лучше всего. А главное, я наконец- то начал видеть вживую тех исполнителей, музыку которых слышал и которыми восторгался очень давно».
Последние годы Джэк Вартугян снимает цифровыми камерами, а не пленочными. Их у него много, но любимая — Nikon SLR. «Ни одна из этих новотехнологических штучек не поможет поймать тот самый убедительный, «говорящий» обо всем момент из жизни!», - утверждает он.
На сегодняшний день Вартугянам удалось собрать огромный фотоархив звезд музыки со всех частей света и разных жанров, где есть многие уникальные фотографии, особенно старых артистов, за которыми охотятся многие издания, пишущие о музыке.
«Фотографирование музыкантов и танцоров напоминает бесконечную гонку за ускользающим объектом. Только находишь момент, ракурс, а он уже изменился! Я много экспериментировал, пытаясь поймать на концерте тот самый момент, ту самую застывшую картинку, которая смогла бы передать атмосферу, чувства музыканта, впечатления от исполняемой музыки. Причем сделать это нужно так, чтобы человек, который не был на концерте или даже плохо представляет себе тот или иной жанр, мог по фотографии понять, о чем идет речь. Иначе это будет фотография на паспорт или водительское удостоверение! Хотя, конечно, нельзя сказать, что я использую музыку лишь как объект для съемок. Музыку я люблю и слушаю ее без всяких задних мыслей!».
К своему совершенству мастер шел долгие годы, несколько раз номинировался на самые престижные награды в области джазовой фотографии и в 2003 году был удостоен престижнейшей награды Лоны Фут – Боба Парента.
«Главное — знать, что ты хочешь сказать, что ты хочешь, чтобы человек увидел на твоей фотографии, чтобы он четко понял чувства твои и музыканта. И в данной триаде «человек-пленочная камера-цифровая камера» нет никакого противопоставления. Все делает фотограф, а камеры, даже самые хитрые и совершенные — лишь инструмент в руках человека. И этот принцип никогда не изменится».