Армянская или араратская кошениль (Porphyrophora hamelii) — вид насекомых отряда полужесткокрылых. Видовое латинское название дано в честь русского ученого Иосифа Гамеля (1788—1862), который побывал в Армении в 1830 году. В мире наиболее известны три вида кошенили: армянская, польская и мексиканская.
Из самок араратской кошенили добывают красную краску — кармин, которая в Армении известна как «вордан кармир».
Самка араратской кошенили
Мелко истолченная кошениль выщелачивается или простой водой, или слабым водным раствором соды, и из получающегося таким образом прозрачного раствора кармин осаждается слабой кислотой или кислой солью.
Краска «вордан кармир»
Этой краской, которая сохранила свой яркий насыщенный пурпурный цвет, расписано бесчисленное количество армянских миниатюр в средневековых рукописях. Ею же окрашена пряжа, из которой сотканы знаменитые ковры. Также было установлено, что араратская кошениль входила в состав красителя, которым была окрашена пряжа, из которой был соткан знаменитый Пазырыкский ковер — древнейший сохранившийся ворсовый ковер.
Пазырыкский ковер
«Живая краска» известна с незапамятных времен. В библейских легендах упоминается красная краска, полученная из «красного червя», которая «ранее всех употреблялась потомками Ноя». В III веке персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью Капитолия, Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, источником же краски, как оказалось, был некий червяк (арм.- ворд), культивировавшийся в далекой Армении. Своей необыкновенной красотой, прочностью и блеском она приводила в восхищение путешественников, вещи, окрашенные ею, были предметом гордости, и только вордан кармир считался достойным цветом для царских мантий. Краска имела большое значение в экономической и культурной жизни Армении. Удивительно стойкая и безопасна для здоровья, она применялась в самых разных сферах жизни: прядении, ткачестве, кулинарии, медицине, искусстве, науке.
Краска из кошенили служила армянским царям и католикосам печатью, которой они скрепляли документы. Одежда из армянского пурпура ценилась в Риме и Греции, ее имели право носить лишь знатные люди. А древнегреческие красавицы использовали кошениль из далекой Армении еще и для придания своему лицу здорового румянца.
В V веке появились и письменные свидетельства об араратской кошенили. «
Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата, — писал армянский историк Газар Парбец). — Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши».
И дальше след кошенили не теряется. Он приводит к средневековым арабским хроникам, где упоминается получаемая из червя краска под названием «кирмиз».Так известный арабский писатель X века Ал-Истахрия писал:
«..город этот служит столицей Армении..В этом городе выделываются шерстяные платья и ковры, подушки, сидения, шнуры и другие предметы армянского производства. У них же добывается краска, называемая «кирмиз», и ею красят сукно. Я узнал, что это червяк, который прядет вокруг себя наподобие шелковичного червя».
Кошенильная краска — самая древняя, и множество слов, на разных языках означающих «красный» связано с ней. В латинском «окрашенный в алое» будет «вермикулат» — от «вермис», что означает «червь». Славянское «крвь», откуда «кровь» и «крев», «чров» и «чермное». «Вермис» — в латинском, «кермис», «кирмиз» («красный») — в арабском языке (отсюда этимологи выводят слово «кармин»), в армянском — «кармир». На санскрите «крими» — «червь». По-турецки «красный» — «кирмиси».
В эпоху Возрождения эта краска пользовалась особым спросом у художников – Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело и многие другие великие живописцы высоко ценили ее исключительные качества. Известен исторический факт: предки Микеланджело по материнской линии - флорентийцы Ручеллаи, в XIII веке разбогатели и прославились, «разведав на Востоке, как вырабатывать чудесную красную краску».
С потерей Арменией в XIII веке государственности, производство краски «вордан кармир» начало постепенно снижаться и почти прекратилось в XVI-XVII веках, когда на мировом рынке появилась краска из мексиканской кошенили, которая хоть и уступала по качеству армянским червцам, но имела преимущество в количественном отношении.
В настоящее время армянская кошениль относится к исчезающим видам. Насекомое является эндемиком, т.е. обитает на достаточно ограниченной территории (сейчас это только некоторые солончаки в Армении). Также сегодня некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить утерянный рецепт получения пурпурного цвета, однако это им не удается, так как цвет меняет оттенок.