Онлайн

История одного шедевра: «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича –услышав ее, немцы поняли, что проиграют войну  

2019-05-09 21:33 , История Одного Шедевра, 722

История одного шедевра: «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича –услышав ее, немцы поняли, что проиграют войну

Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу суждено было стать одним из самых исполняемых в мире композиторов. Позже он скажет: «Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

И сегодня, 9 Мая, в День победы мы предлагаем вам ощутить радость победы через искусство – музыки, которая и спустя восемьдесят лет после создания все также волнует и заставляет верить…

Итак, сегодня мы рассказываем об одном из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича – «Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская» до мажор», которая, бесспорно, является шедевром мирового искусства.

Дмитрий Шостакович

Ее всегда трактовали как произведение, рисующее ужасы войны, фашизма и стойкость советского народа. Однако, симфонию Шостакович начал писать задолго до начала Второй мировой. Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем в конце 30-х годов или в 1940-м. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой ее части, законченной в августе

Кто-то считает, что это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Есть предположение, что «тема нашествия» построена на одной из любимых мелодий Сталина – лезгинке, согласно другому - Седьмая симфония первоначально задумывалась композитором как симфония о Ленине, и только война помешала ее написанию.

Сам композитор писал: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – ненавидел всякий фашизм».

В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1-го октября композитор вместе с семьей был вывезен из Ленинграда: после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941-го года и была закончена симфония.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда.

А 9 августа 1942-го года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.

Карл Элиасберг

На протяжении 900 дней и ночей город выдерживал осаду фашистских войск. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

«По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», – вспоминала участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина.

На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулеметчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас из мертвецкой, заметив, что его пальцы еще шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки и приступили к репетициям.

В мае самолет доставил в осажденный город окончательную партитуру симфонии. Ее исполнению придавалось исключительное значение: в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника.

Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

«Действительно, — вспоминал в дальнейшем кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Флейтистка Галина Лелюхина: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый».

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слез. В великой музыке нашло свое отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера Карла Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть»…

Дмитрий Шостакович исполняет фрагмент 7-й симфонии

Зарубежная же премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне — ее исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. А 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке — ее исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

В 1985 году на стене Филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть