Ованес Абгарович Адамян -армянский и советский изобретатель, инженер-электрик, один из изобретателей цветного телевидения и радиофототелеграфии.
Адамян запатентовал трехцветную технологию в Германии, России, Франции и Англии.
Ованес Адамян родился в 1879 году в армянской семье купца первой гильдии. После окончания реального училища в 1897 году уехал за границу, учился в Берлинском университете, затем учился и работал в Швейцарии и Франции, затем снова в Берлине.
В 1908 году запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отраженного от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера», заявка на патент подана в 1907 году).
Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приемник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). Аппарат представлял собой две газовые трубки (белую и красную), передававших сигналы соответствующего цвета. Кроме того, аппарат не мог передавать движущиеся кадры. Большая часть документации и сам аппарат погибли во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны.
В 1913 году Адамян вернулся в Россию и до своей смерти в 1932 году жил в Петрограде (Ленинграде). За это время он получил 21 патент, из которых два относились непосредственно к телевидению.
В 1918 году он собрал первую в России установку, способную демонстрировать черно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения.
В октябре 1921 года состоялось его выступление на VIII Всероссийском электротехническом съезде с докладом о передаче фотографических изображений на расстояние. За свои изобретения в этой области он был удостоен награды ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства СССР).
В 1925 году получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий.
Основной вклад Адамяна в разработку технологию цветного телевидения — принцип трех цветов. Он приступил к созданию аппарата цветного телевидения, названного им Herates (в переводе с армянского — «дальнозоркий»),и даже получил патент на его разработку, однако далеко не продвинулся. Несмотря на то, что полноценный прототип так и не был собран, открытый Адамяном принцип в конечном итоге был использован для создания цветного телевидения, впервые продемонстрированного в Лондоне в 1928 году
30 июня 1930 года Адамян осуществил прием первой фоторадиограммы по своей схеме между Москвой и Ленинградом.
Адамян был похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), но его останки позже были перезахоронены в Армении, в Ереванском пантеоне имени Комитаса, где покоятся видные армянские деятели.
Из книги «100 величайших армян XX века».
МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ
Он был необычайно одаренным человеком и к тому же имел поразительно пестрый спектр интересов. Эти два обстоятельства в итоге и определили противоречивость и непредсказуемость его характера, на что, кстати, еще в самом начале XX столетия обратил внимание знаменитый французский физик Жак-Арсен д’Арсонваль: «Вы, сударь, ленивец, каких мало.
Обладать столь выдающимися талантами и с такой беспечностью их разбазаривать — просто преступление». Ученый, конечно же, был прав: дипломированный химик Цюрихского и Мюнхенского университетов, а ныне студент Берлинского университета и Сорбонны, он действительно любил, очень любил разнообразие.
«Мир не делится лишь на черное и белое, есть много и других цветов», — часто говаривал молодой армянский ученый или, как его еще называли, «вечный студент» Ованес Адамян. С Хосе Капабланкой и Дуз-Хотимирским он играл в шахматы, с именитыми музыкантами исполнял произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Моцарта, устраивал выставки на Монмартре.
Особенно любил и ценил встречи с соотечественниками: знаменитое берлинское кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам стало местом его встреч с Комитасом, Аветиком Исаакяном, Каро Мелик-Оган-джаняном, ханом Масеяном.
Однажды на мраморном столике кафе он набросал химическим карандашом столь изящный рисунок, что владелец заведения, дабы сохранить шедевр, накрыл столик стеклом.
Классик армянской литературы Александр Ширванзаде как-то встретил молодого Ованеса Адамяна в Париже: «С самого начала знакомства он вызвал интерес, пожалуй, исключительными достоинствами. В совершенстве усвоил европейские манеры и несколько языков. Поистине за всю свою жизнь я редко встречал среди армян столь образованного человека, каким был этот „вечный студент“.
Все двенадцать месяцев в году он бродил из одного города в другой, из одной страны в другую, посещал музеи, библиотеки, театры. Он обладал выдающимися научными знаниями, однако титул „вечного студента“ предпочитал званию профессора. Он и не обижался, когда его так называли».
Ованес Адамян приглашает маститого литератора на «интереснейшую лекцию», посвященную новому изобретению Маркони — беспроволочному телефону, который произвел настоящий фурор в международной научной среде. Бедняга еще не знает, что лекцию будет читать не кто иной, как сам д’Арсонваль.— Господин Адамян Ваш соотечественник? — интересуется уже после выступления известный физик.— Да, мы из одной страны, отвечает Ширванзаде.— Тогда, я попрошу Вас попрекнуть его как следует.— За что?— За лень, сударь, за лень и беспечность. Ваш земляк одарен от природы, и если он настойчиво будет работать, то в один прекрасный день он, так же как Маркони, даст мне новую тему для лекций.
Жак-Арсен д’Арсонваль и на этот раз оказался прав: в самом скором времени Ованес Адамян изобретет факс. Впрочем, свои многочисленные открытия армянский студент никогда афишировать не будет. Иное дело, что изобретения эти — гарантия безбедного проживания в Европе: уже к 1911 году 32-летний сын бакинского нефтепромышленника Абгара Адамянца- автор семи запатентованных международными фирмами и предприятиями изобретений.
«Счастье созидания впервые я почувствовал здесь, — признается он в 1920 году сестрам. — Хотя условия моей жизни в Петрограде не лучшие — работаю в нетопленой комнате, а воду мне приходится таскать самому издалека, но я доволен, и идеи сегодня занимают меня больше, чем когда-либо».
К этому времени Ованес Адамян уже всемирно признанный ученый․
Но есть среди прочих одна идея, которая никогда не покидает его: двадцать лет назад именно ее он и обсуждал с завсегдатаями знаменитого берлинского кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам — идея армянского процветания.
«И, хотя мир действительно не делится лишь на черное и белое, но судьба моего народа долгое время, увы, была именно двухцветной, — констатирует Ованес Адамян в начале 1920 года. — Чередовались периоды катастроф и торжеств, однако нам не хватало иных цветовых гамм — размеренного ритма истории. И где бы я ни жил, но именно в Ереване обязан запустить свой первый цветной проект».
Результатом именно этих усилий и стала его «космическая эстафетная палочка», которую он в один из дождливых августовских дней 1924 года и передал достучавшемуся к нему домой будущему творцу звездных ассоциаций, совсем еще юному Виктору Амбарцумяну: «Не ленись, сынок, ведь природа тебя щедро одарила талантом…» «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, «Веревка» Альфреда Хичкока, «Беки Шерк» Рубена Мамуляна — возможности смотреть все эти первые цветные фильмы мир обязан Ованесу Адамяну. Именно он разработал аппарат, позволяющий передавать цветное изображение на расстояние. Предложенный им принцип впоследствии был доработан и развит во французской системе СЕКАМ.
Материал подготовила: Марина Галоян