Мэри Куант известна прежде всего тем, что изобрела мини-юбку. Однако она сделала гораздо больше, чем просто укоротила подол женского платья – она подарила новому поколению женщин возможность одеваться молодёжно, свежо, динамично и совершенно не так, как это делали их матери.
Дело было сразу после войны, в начале 1950-х, когда юная выпускница лондонского университета Goldsmiths по специальности «учитель рисования» поступила работать окантовщицей в престижную шляпную мастерскую Eriks.
«Весь Лондон был разбомблен, и единственное, что тут процветало, была сирень. Повсюду висел смог. Это было время чулок на поясе, железнодорожных станций и чая Typhoo», - так вспоминает сама Куант время, когда она начала свой путь в индустрии моды.
Но стало появляться и другое - новое, модное, европейское.
На Кингз-роуд открылась одна из первых в Лондоне кофеен Fantasie, и именно там, в окружении своих друзей-единомышленников из богемного «Кружка Челси» - куда входили и ее будущий супруг и партнер по бизнесу Александр Планкет Грин и его друг, дизайнер Теренс Конран, - у Мэри Куант родилась идея открыть модный магазин Bazaar и продавать в нем вещи собственного дизайна.
«Это должна была быть сборная солянка из одежды и аксессуаров… свитеров, шарфиков, платьев, шляпок, бижутерии и всякой всячины», - вспоминала Куант.
Bazaar, не имевший витрин и оформленный по суперсовременному дизайну Теренсом Конраном (впоследствии основавшим собственные сетевые магазины Conran Shop и Habitat), открылся в ноябре 1955 года шумной вечеринкой.
Все новомодные платья быстро раскупили, и Мэри, ежедневно закупая ткань в гламурном универмаге Harrod's, регулярно саморучно дошивала ассортимент.
Спустя три года она открыла второй бутик – как раз напротив Harrod's.
Но за этим, казалось бы, потребительским фасадом скрывалась чрезвычайная миссия, которую взвалила на свои плечи молодая дизайнер: она хотела дать новому поколению женщин легкость и свободу движений, сконструировав такую одежду, которая годилась бы и в пир, и в мир.
«У меня не было времени на движение за женское равноправие», - сказала как-то сама дизайнер. Зато она высоко ценила смелость завсегдатаев Кингз-роуд и первых клиенток своего магазина, назвав их «прообразом новой расы женщин»: «Их отличало именно то, что они всё ставили под сомнение».
Каковы же были инновации Мэри Куант в моде?
Мини-юбка, платья-джерси и шорты для города
Можно, конечно, спорить о том, кто первый начал укорачивать подол женской юбки. Ясно, что тенденция в этом направлении уже наметилась, и Куант, как всякому дизайнеру, остро чувствующему дух эпохи, ничего не оставалось, как завершить начатое.
К тому же этот стиль очень шёл ей самой с ее тонким станом, мальчишеским телосложением и длинными ногами. Можно сказать, что Куант популяризовала этот андрогинный образ за 10 лет до появления Твигги.
А модный в те годы парикмахер-стилист Видал Сассун довершил дело, оформив ее головку своей четкой геометрической стрижкой.
Как и Коко Шанель, своими «квадратными» пиджачками удачно скрывавшая отсутствие собственной талии, так и Куант преобразила свою неярко выраженную женственность в достоинство посредством прекрасно скроенных женственных платьев.
Она также обратила внимание на возможности трикотажного волокна из шерстяных нитей, термоскрепленного с ацетатной подкладкой, которое традиционно использовалось для производства спортивной формы для игры в регби и футбол, но как нельзя лучше подходило для ее мини-платьев по фигуре, беретов и даже шортов для города – в качестве ансамбля к коротенькому платью.
Причем всё это в одном, порой очень ярком, цвете.
Цветные колготки
Итак, подол был обрезан радикальным образом, и у девушек «выросли» ноги, которые требовали чего-то другого, но явно не чулок с подвязками. Так родились цветные колготки.
В 1950-е на рынке уже появились утепленные женские колготки в противовес тонким чулкам, однако Куант убедила владельцев Nylon Hosiery Company воплотить в жизнь ее план: произвести в массовом порядке цветные колготки, чулки и гольфы. Это был моментальный успех!
Белье с лайкрой
Все еще бывшие в ходу корсеты на косточках и моделирующее белье не очень подходили под новый, облегающий силуэт мини-платьев Куант.
Чтобы восполнить зияющие дыры бельевого рынка дизайнер в сотрудничестве с производителем белья, фирмой Weingarten Brothers, разработала свою линию женского белья Q-form с использованием лайкры. Оно обладало легким утягивающим эффектом, но было незаметно под одеждой.
Пример для вдохновения: фартук мясника и Банк Англии
Куант, как и Коко Шанель до нее, постоянно переосмысливала сугубо мужской костюм и активно из него заимствовала для своих моделей, но делала это по-своему.
К примеру, полосатое платье с красным кантом навеяно ничем иным, как фартуком мясника, и пошито оно из хлопчатобумажной саржи – традиционного материала для подобных фартуков.
Полосатое платье с широким белым отложным воротником и манжетами, пошитое из костюмной саржи, - это явная издёвка в адрес «мужских» профессий.
Оно взято из коллекции 1963 года под названием «Банк Англии», что само по себе иронично, поскольку большинство женщин в Британии в то время не могли сами открыть банковский счет без письменного разрешения родственника-мужчины.
Мэри Куант ввела моду на полихлорвиниловые укороченные плащи всех цветов радуги, особенно карамельно-коричневого цвета, столь популярного сегодня. Это тоже своего рода «заимствование», на этот раз из гардероба работника дорожной службы – что-то яркое, издали заметное, при этом непромокаемое и даже чуточку сексуальное.
Она также активно использовала в своих дизайнах массивную английскую булавку – задолго до того, как это стали делать панки.
Икона стиля: куколка Дейзи
Несмотря на то, что платья Мэри Куант были нацелены на рядовую покупательницу, дешевыми они не были. К примеру, коричнево-кремовое платье в цветочек стоило 9 гиней, то есть в пересчете на сегодняшний курс примерно 133 фунта (174 доллара), так что позволить его себе могла далеко не каждая.
Чтобы ответить на растущий спрос, Мэри стала выпускать выкройки своих моделей для самостоятельного пошива, а также схемы для вязания наиболее популярных фасонов.
В 1970-е Куант озаботилась воспитанием следующего поколения своих покупательниц и запустила в продажу куколку Дейзи (что означает «ромашка» - символ Куант, часто встречаемый на ее товарах) с набором специально созданной для нее одежды.
Дейзи имела и свой трафаретный вариант с набором бумажной одежды для вырезания, что было модным развлечением для девочек в те годы.
Раз в год выходил специальный журнал с рассказами о том, что носила Дейзи в течение года и по каким случаям. Самый первый выпуск назывался «Мой дневник моды» (My fashion diary) и был выпущен в 1973 году, задолго до появления инстаблогеров с их «лучками дня».
Источник – ВВС.