Сегодня Армянская апостольская церковь празднует Вербное воскресенье — Цахказард (Ծաղկազարդ), последнее воскресенье Великого поста.
Истоки праздника Цахказард (в переводе с армянского буквально «украшенный цветами») пришли из далеких дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению природы, началу весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.
Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог противостоять перед стихийными бедствиями природы.
В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на Ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия.
Цахказард также и молодежный праздник. Об этом свидетельствуют совершаемые в день этого праздника ритуалы. В прежние времена в этот день парни и девушки надевали все самое красивое. Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи (вновь вспомним название «Цахказард»), чтобы отнести ее своей любимой девушке.
Следы этого обычая сохранились в некоторых армянских селах и по сей день. В чем же суть обычая? Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком.
Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками. Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей праздника – пробуждение и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Великий пост, готовились сладости и другая вкусная еда. К сожалению, сегодня эти обычаи во многом не сохранились.