Криптоармяне или скрытые армяне — условное наименование потомков западных армян, живущих на территории современной Турции, Сирии и других ближневосточных странах, но по политическим и иным причинам скрывающих свои армянские корни. Расселены в основном на территории исторической Западной Армении и непосредственно примыкающих к ней областях.
В официальных документах фигурируют под турецкой, курдской, арабской, а также ассирийской национальной идентичностью, говорят на турецком и курдском языках, в ряде областей владеют так же обособленным диалектом западно-армянского языкa.
Криптоармяне, скрывая свою идентичность, на протяжении многих лет не только продолжают втайне придерживаться некоторых национальных и религиозных обычаев, но и стремятся брать в жены или выходить замуж за таких же, как они. Причем, при заключении таких браков на второй план отодвигаются возрастные, классовые, социальные и другие различия. Эту традицию они стараются сохранить также в Европе, куда мигрировали их многочисленные семьи.
История насильственной исламизации армян началась со включения Западной Армении в состав Османской империи после турецко-персидских войн (1602—1639), процесс вошел в свою завершающую фазу к 1915 году, когда был осуществлен Геноцид: тогда значительное количество армян, чтобы сохранить жизнь, было вынуждено принять ислам.
Немецкий миссионер на Ближнем Востоке и общественный деятель Иоганнес Лепсиус (1858 – 1926 гг), издавший серию статей под общим названием «Правда об Армении», отмечал, что в 1915 году в ислам было насильно обращено от 250 000 до 300 000 армян.
Криптоармяне, или, как их еще называют – хемшилы (амшенские армяне), и сегодня остаются самой закрытой, малоизученной, но, безусловно, представляющей большой интерес частью армянства. Данные о численности армян-мусульман довольно противоречивы – в виду полного отсутствия каких либо документов по этому вопросу. Называются цифры от 500 тысяч до 10 миллионов, наиболее распространенные цифры — около 5 миллионов.
Эта же цифра приводится и в исследованиях «Центра по изучению вопросов западных армян», согласно которым существует 5 миллионов исламизированных армян, половина из которых не признает свои армянские корни, а другая половина, которая в основном проживает на территории Западной Армении, считает себя армянами, чтет традиции, учит армянский язык.
«Если однажды Турция станет демократичной страной, то, как минимум, на 2 млн население пополнится армянами», — сказал однажды известный армянский журналист, редактор газеты «Акос» Гтант Динк, который многие годы боролся за права национальных меньшинств Турции и был застрелен турецкими националистами в 2011 году.
Криптоармян принято делить на несколько групп: а) армяне, которые во время Геноцида приняли ислам только для вида; б) армянские дети, которые были усыновлены мусульманами во времена Геноцида; в) армяне, которые нашли убежище у мусульман; г) армяне-ремесленники и специалисты редких профессий, принявшие ислам с ведома властей.
Известны и примеры, когда криптоармяне, армяне-хемшилы возвращались к христианству и Армянская Апостольская Церковь усилиями Константинопольского Патриархата этому всегда способствовала. Происходит это в местности, где сохранившиеся армянские церкви служат в лучшем случае объектами туризма. Поскольку турецкой Конституцией религиозная пропаганда в стране запрещена, церковь может крестить лишь тех армян, кто решил вернуться в веру предков самостоятельно.
Известные криптоармяне:
Араз Озбилиз – футболист сборной Армении;
Джан Арат – турецкий профессиональный футболист;
Карапет Хачо – музыкант, исполнитель традиционных курдских и армянских песен;
Ракель Ягбасан – вдова журналиста Гранта Динка;
Фетхие Четин – турецкий адвокат, юрист, писатель и правозащитник;
Месут Йылмаз – турецкий политик, бывший премьер-министр Турции.
«Меня часто называют турком с армянскими корнями», - сказал как-то Араз Озбилис в одном из интервью, - Так вот, я не турок, а армянин. Если я родился в Турции, это не значит, что я турок. Не путайте одно с другим, это неправильно».