Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Немного О Владимире Спивакове - RadioVan.fm

Онлайн

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Немного О Владимире Спивакове  

2019-04-08 20:51 , Немного О..., 9007

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Немного О Владимире Спивакове

Повсюду преследует выбор тревожный

И с разумом сердце сшибается в хруст.

Мы греемся часто у истины ложной

И мёрзнем у правды, щемящей, как грусть.

Владимир Спиваков

Анна Ахматова сказала, что музыка — это “единственная связь добра и зла, земных низин и рая”. Это действительно так. Можно вспомнить трактат Ницше “О рождении трагедии из духа музыки”. В студенческие годы я любил философию и много читал на эту тему. Ницше пишет о том, что и аполлоническое и дионисийское начала находятся вроде как в противоположных аспектах, но вместе с тем сосуществуют друг с другом. Так же и вроманеД. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», который был создан под влиянием идей Ницше, рассказываются о том, что ни одно из этих начал не может возобладать над другим, потому чтоу них есть вечное сосуществование. Как говорят французы «Les extrêmes s’attirent» – противоположности сходятся. Так оно и есть.

Родился будущий скрипач-виртуоз в городе Черниковске (ныне – часть Уфы) 12 сентября 1944 года.

Мать музыканта, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, по национальности - еврейка, была талантливой пианисткой. До войны она училась в Ленинградской консерватории, концертировала, пережила блокаду, затем эвакуировалась к мужу в Башкирию. У женщины был абсолютный слух, и свою страсть к музыке она сумела привить единственному сыну. Остальное сделали гены и талант юного дарования.

После войны все семейство вернулось в Ленинград, к прежней жизни. В одном из интервью Владимир Теодорович рассказывал, что мама, когда он был еще крошечным, девятимесячным несмышленышем, сажала его на пианино и играла разные мелодии. Если музыка была оптимистичной и жизнерадостной, мальчик подпрыгивал ей в такт, а под грустные лиричные мотивы раскачивался из стороны в сторону.

В то время Спиваковы жили в коммунальных квартирах, постоянно переезжая. Довелось им жить и рядом с прекрасным небесно-голубым Никольским собором. Именно там мальчик крестился (его тайком отвела в церковь соседка по коммуналке), о чем ни разу не пожалел, хоть и был евреем по матери.

В возрасте шести лет Володю отдали учиться музыке, однако первый эксперимент оказался неудачным. Учитель слишком многого требовал от мальчика, по его собственному выражению, «выжимал из него все соки». Чудо произошло, когда маленький скрипач впервые услышал мелодию Чайковского и сыграл ее на одной струне. Услышав, как мальчик играет на скрипке Чайковского, педагог сменил гнев на милость.

В 1955 году Володю отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где мальчик произвел необыкновенное впечатление на своих учителей, Л.М. Сигал и В.И. Шера врожденным талантом. В музыкальной школе Спиваков и познакомился с Соломоном Волковым, ставшим впоследствии музыкальным критиком и эмигрировавшим в Америку. Кстати, в 2014 году вышла книга Волкова«Диалоги с Владимиром Спиваковым», приуроченная к его 70-летнему юбилею.

Одновременно Владимир учился и в обычной средней школе, при этом местные хулиганы частенько били его за компанию с другими ребятами-евреями. Тогда мальчик записался на секцию бокса (к слову, он даже получил 2 разряд), чтобы постоять за себя. В дальнейшем умение драться не раз выручало его во многих конфликтных ситуациях, и евреев-скрипачей в его школе больше никто не обижал.

В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло.

В книге «Соло на ундервуде» С. Д. Довлатова этот период жизни описывается так:

Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не спасала его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.

Наконец, Спиваков добился гастрольной поездки в Америку. Прилетел в Нью-Йорк. Приехал в Карнеги-Холл.

У входа стояли ребята из Лиги защиты евреев. Над их головами висел транспарант:

„Агент КГБ — убирайся вон!“

И ещё:

„Все на борьбу за права советских евреев!“

Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах.

Спиваков мужественно играл до конца. Ночью он позвонил Соломону Волкову. Волков говорит:

— Может, после всего этого тебе дадут „Заслуженного артиста“?

Спиваков ответил:

— Пусть дадут хотя бы „Заслуженного мастера спорта“.

У Бродского изумительно сказано о том, что мастерство, талант — это своеобразная ловушка. И я встречал талантливых людей, которые не смогли полностью реализоваться из-за того, что им всё очень легко давалось. Побеждает, как правило, тот, кто очень ровно идёт от начала и до конца туров. Талантливый же человек может где-то спот­кнуться. Конкурс — это сражение. А на войне как на войне, как говорят французы. Никогда не знаешь, что и где тебя подстерегает. Бывает, ещё и политика накладывает свой отпечаток...

В тринадцатилетнем возрасте Спиваков стал лауреатом ленинградского конкурса «Белые ночи» среди юных музыкантов, а чуть позже уже дебютировал на сцене Ленинградской консерватории. Слухи о талантливом мальчике-скрипаче достигли Москвы, и Володе предложили перевестись в столичную музыкальную школу при государственной консерватории.

Не окончив школу в Ленинграде, будущий знаменитый дирижер перебрался в Москву, где и посещал школу искусств, живя в интернате. Володю увлекала не только музыка, но и живопись, и он долгое время учился сразу по обоим направлениям, пока ему не пришлось сделать окончательный выбор в пользу скрипки. Вся его дальнейшая биография была связана только с музыкой.

Себя жалеть нельзя. Это и в спорте, и в творчестве основной принцип. Тратить себя должно стать привычкой. Каким-то образом все эти затраты потом восполняются — хорошим настроением, удовлетворением от сделанного.

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.

В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.

В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

В 1979 году Спиваков основал коллектив «Виртуозы Москвы», куда попали исключительно именитые музыканты, талантливые исполнители. Все члены оркестра – мужского пола, поскольку женщины обычно связаны по рукам и ногам семьей, детьми, мужьями, что является немалой проблемой для гастролирующего коллектива.

С 1979 года руководитель камерного оркестра «Виртуозы Москвы», играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты.

Тогда же Спиваков дебютировал в качестве симфонического дирижера с Чикагским оркестром. Дирижерскому мастерству он обучался в России у Израиля Гусмана, а также у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Владимир Теодорович несколько лет возглавлял Российский национальный оркестр, затем - Национальный филармонический оркестр России.

Спиваков является учредителем Московского международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей, активно занимается благотворительностью и поддержкой юных дарований. В 1994 году основал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.

Фонд имени В. Спивакова действует и в Армении. Цель фонда – раскрывать и обучать юные таланты. В этом отношении Спиваков считает важным рано приучать детей с у труду. «Они должны чувствовать, что они талантливы, поскольку они, действительно, рождаются такими. Я просто хочу, чтобы дети чувствовали человеческое тепло, чувствовали, что чужие люди любят их и жили с этим ощущением», - сказал музыкант.

Маэстро В. Спиваков уверен, что «мимо творца ничто просто так не проходит».

Спиваков постоянно отмечал, что он лучший друг армянского народа. А наши зрители имели множество возможностей соприкоснуться с его искусством во время его концертов в Армении (в Ереване и Гюмри).

«У меня остались такие воспоминания и раны связанные с Гюмри, которые недавно зажили, но еще напоминают о себе. На концерте 1989 года мне подарили ковер, который связал ребенок, погибший при землетрясении. На ковре изображен клоун, и он путешествует со мной везде. Второй ковер я получил через 10 лет после этого во время концерта в Гюмри. Его связал малыш, родившийся во время землетрясения», - рассказал В. Спиваков.

За годы существования международный благотворительный фонд Владимира Спивакова оказал материальную гуманитарную помощь 2-м тыс детей, подарил талантливым ребятам около 200 музыкальных инструментов.

Жизнь течёт между двумя полюсами — интерес и идея. Интересы побеждают. Но — на краткое время. А идеи работают на долгосрочную перспективу. Вот и наш Дом музыки, наш фонд — это идея, а не интерес. Я болею за своё дело. И делаю всё для того, чтобы здесь было лучше.

В качестве дирижера Спиваков выступал с оркестрами Лондона, Филадельфии, Будапешта, оркестрами театра «Ла Скала» и Кельнской филармонии.

Владимир Спиваков – харизматичный, импозантный, красивый мужчина, безумно энергичный и интересный даже в свои 72 года. Неудивительно, что многие женщины, и не только его жены, всегда были к нему неравнодушны.

Первой женой артиста стала Виктория Постникова, талантливая пианистка. Они были молоды, влюблены и безумно счастливы, и вскоре у пары родился сын, тоже впоследствии сделавший карьеру в музыке. Однако влюбленность прошла, а быт у супругов-музыкантов как-то не сложился.

Сегодня Владимир Спиваков счастливо женат. Его супруга – актриса Сати Спивакова (Саакянц), выпускница ГИТИСа.

У пары двое родных детей, дочери Татьяна и Анна, а Екатерину, дочку умершей сестры Спивакова, они удочерили.

В связи с 50-летием российский Центр космических исследований назвал одну из малых планет его именем.

Музыкант говорит на идише, английском, французском, испанском и немецком языках.

Ему посвящёны следующие произведения: «Зеркало в зеркале» для скрипки и фортепиано А. Пярта (1978), «Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха» для тенора, скрипки, тромбона, клавесина, ударных и струнного оркестра А. Шнитке (1994), концерт для оркестра «Жёлтые звёзды» памяти Рауля Валленберга Исаака Шварца (2000), симфония «Тихое веянье» (2 редакция) из тетралогии «Симфония пути» Вячеслава Артёмова (2008).

Увлекается спортом и, в частности, имеет 2-й разряд по боксу.

В 2010 году музыкант озвучил Петуха в полнометражном мультфильме Г. Бардина «Гадкий утёнок».

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть