Художник Аршак Фетваджян – автор банкнот Первой Республики Армения - RadioVan.fm

Онлайн

Художник Аршак Фетваджян – автор банкнот Первой Республики Армения

2019-04-07 23:08 , Культура, Шоу бизнес, 2468

Художник Аршак Фетваджян – автор банкнот Первой Республики Армения

20 мая 1918 года, непосредственно после провозглашения независимости, одной из первостепенных проблем правительства Первой Республики стало создание собственной национальной валюты и обеспечение регулярного оборота денег в стране. До провозглашения независимости, лишь на короткий период времени, на территории Армении были введены в обращение денежные знаки Закавказского комиссариата — боны, на которых имелись также армянские надписи.

С самого начала было ясно, что процесс создания и печатания национальной банкноты не будет простым, так как это вопрос, требующий финансовых вложений и определенного времени. И вот в первые месяцы независимости в Армении стали использовать временные чеки ереванского отделения Государственного банка, которые печатались в Ереване, в типографии министерства внутренних дел Армении.

Параллельно при правительстве создавалась рабочая группа, которая занималась бы созданием эскизов новых банкнот и подготовкой их к печати. В состав этой группы входили художники Аршак Фетваджян и Акоп Коджоян, финансист Григор Джагетян (в дальнейшем — министр финансов РА) и инженер Григор Агабабян. Ответственным за художественное оформление и подготовку первых экземпляров был Аршак Фетваджян. И это было не случайно, к тому времени он уже был весьма известным в Армении художником.

Аршак Фетваджян окончил Константинопольское художественное училище, в 1887-91 гг. учился в Академии святого Луки в Риме и участвовал в национальной выставке художников Италии. В 1891-95 годы он работает в Вене, затем в Санкт-Петербурге, становится членом Союза художников России.

В начале XX века Фетваджян путешествовал по Армении, в составе экспедиции арменоведа Никогайоса (Николая) Марра принимал участие в раскопках города Ани. Он является автором акварелей архитектурных памятников средневекового города Ани, создал сотни работ, в основном карандашом и акварелью, писал копии с армянских миниатюр.

Фетваджян также является автором портретов, его произведения посвящены теме истории Армении, мифологии и этнографии. В 1903 году в Вене было издано собрание цветных открыток Фетваджяна, на которых были изображены его высокохудожественные работы с пейзажами Ани.

К июлю 1919 года изображения армянских банкнот уже приняли окончательный вид и были утверждены. В это время правительство получило предложение от представителя торгового дома «Мирзоянц» Ваана Мирзоянца о сотрудничестве с целью изготовления банкнот в Европе. Его отец — предприниматель Симеон Мирзоянц, находился в это время в Париже.

Представим любопытный документ из архива: выписка из протокола заседания правительства Республики Армения за 30 июля 1919 года (заседание вел премьер-министр Александр Хатисян).

«Выслушали предложение министра финансов (Григора Джагетяна) о том, чтобы для печатания армянских банкнот за границей отправить во Францию инженера Григора Агабабяна и художника Аршака Фетваджяна, выделив каждому 50 франков суточными, обеспечить расходы на дорогу и выдать оклад в размере 3000 рублей.

Решили: поручить министру финансов выделить с этой целью 10 тысяч датских крон, находящихся в его распоряжении, а для обеспечения расходов на печать банкнот, вступить в переговоры с торговым домом «Мирзоянц» на условиях, что расходы в дальнейшем будут возмещены торговому дому «Мирзоянц» армянскими бонами либо товарами, согласно письменному предложению Мирзоянца». (Письменные протоколы заседаний правительства Республики Армения за 1918-1920 гг., Национальный архив Армении, Ереван, 2014, стр. 271)».

Таким образом, с целью организовать в Европе печатание армянских банкнот, а также почтовых марок Аршак Фетваджян отправился в длительную командировку. В то время он и представить не мог, что в конце 1920 года вследствие резкой смены геополитической ситуации в регионе, он лишится возможности вернуться на родину.

Фетваджян смог добросовестно и успешно завершить свою ответственную миссию. И это факт. С большими трудностями, к началу 1920 года банкноты стали, наконец, печататься в Англии, в издательстве известной лондонской компании «Ватерлоо и сыновья» («Waterlow & Sons Ltd»). А вот армянские почтовые марки, сделанные на основе эскизов банкнот, Фетваджян отдал на печать уже с типографии парижской компании «Chassepot».

Официальные банкноты первой Республики Армения датируются 1919 годом и были выпущены с номинальной стоимостью 50, 100 и 250 рублей. На них стояли подписи находящихся тогда у власти премьер-министра Александра Хатисова и министра финансов Григора Джагетяна.

Основные надписи были выполнены на армянском, частично — на русском и французском языках. По мнению специалистов, выпуск этих банкнот существенно отличался от тех, которые были в обращении в Закавказском регионе в 1918-1924 гг, в первую очередь, изяществом рисунка и высоким качеством печати.

В оформлении армянских банкнот использованы этнические изображения и узоры. Исключительным считается изображение армянской женщины за прялкой на банкноте, стоимостью 250 рублей, которая в дальнейшем была воспринята как отдельный символический образ. На 100-рублевой банкноте уже также ставшее известным изображение орла, низвергающего змея мечом. Запечатлены также изображения горы Арарат и Араратской долины и часть орнамента церкви «Тигран Онеци» в Ани.

Напечатанные банкноты дошли до Армении и вошли в обращение летом 1920 года, и в то время это стало для страны большим политическим событием. Несмотря на то обстоятельство, что использование этих банкнот по известным политическим причинам продлилось недолго, банкноты первой Республики Армения вошли в историю как первые денежные знаки, выпущенные независимым и автономным армянским государством, после падения Киликийского армянского государства в XIV веке.

Последние 25 лет своей жизни Аршак Фетваджян прожил в США, в городе Медфорд, штат Массачусетс, мечтая лишь о возвращении на родину. Фетваджян умер в 1947 году, и по завещанию все его художественные работы были перевезены в Армению и нашли последний приют в Национальной галерее Армении.

Источник – vstrokax.net.

Лента

Рекомендуем посмотреть