Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно- указ Петра I Сенату. Минутка Истории - RadioVan.fm

Онлайн

Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно- указ Петра I Сенату. Минутка Истории

2019-04-01 21:03 , Минутка истории, 11823

Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно- указ Петра I Сенату. Минутка Истории

Армян недаром называют «европейцами Азии». Они очень быстро и легко усваивают культурные взгляды и стремления, в лице наиболее талантливых и отзывчивых своих представителей умеют одновременно оставаться армянами — и быть культурными европейцами.

Ю.А. Веселовский,

русский поэт, переводчик и критик

Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1707-1708 гг., когда представители армянских торговых домов обратились к Петру Великому с просьбой дать разрешение торговать с немецкими землями (Священная Римская империя германской нации) напрямую из Санкт-Петербурга.

Так к 1710г. в городе обосновалась небольшая колония армянских купцов, которые занимались выстраиванием новых торговых путей, выводя Россию на европейский рынок, а европейские товары – на российский. Понимая важность армянского присутствия в Петербурге, в 1711 г. Петр I дал Сенату указ: «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Армяне города объединились в общину и стали неотъемлемой частью истории Северной столицы.

Во времена правления императрицы Екатерины, главами армянской общины стали представители известного рода Лазаревых. Благодаря их усилиям в 1771-1776гг на Невском проспекте по проекту архитектора Фельтена была возведена Армянская Апостольская Церковь Святой Екатерины, вокруг которой позже сформировался ансамбль зданий армянской церкви.

Храм стал украшением города и центром армянской культуры. В XX столетии церковь закрыли, в помещении работали школа, типография, и даже мастерская по производству декораций. Четверть века назад здесь вновь стали проводить службы, попасть на которые стремится каждый петербургский армянин.

«В церквях было все: и общение, и культура, и язык. Церковь сохраняет идентичность, язык, культуру, она стала для армян, что не живут в Армении кусочком страны», - отметил настоятель Армянской церкви святой Екатерины, духовный пастырь армян в СПб Северо-Западному региону Погос Варданян.

В 1793г. на Васильевском острове была освящена церковь Святого Воскресения, и рядом открылось армянское кладбище.

В ХIХ веке среди армян города значительное число представляла интеллигенция, военные, торговцы, ремесленники, ювелиры и строители. В историю Армении и России вошли имена многих сыновей армянского народа, жизнь и деятельность которых была связана с Санкт-Петербургом.

Известные семьи Лазаревы, Абамелики, Деляновы, духовный предводитель российских армян архиепископ и князь Иосиф Аргутинский, генерал М.Т. Лорис-Меликов, В.О. Бебутов, А.А. Тер-Гукасов, адмирал Серебряков и др.

Уже во второй половине ХIХ веке в Петербурге была многочисленная, активная и прекрасно образованная армянская молодежь, обучающаяся во многих высших учебных заведениях столицы. В последующем многие из них сыграли важную роль как в деле становления и укрепления армянской государственности и культуры, так и развития российской культуры и армяно-российских связей. Среди них известный художник, крымский армянин И.К. Айвазовский,

поэт и мыслитель М. Налбандян,

архитектор А. Таманян,

художники Г. Башинджагян

и В. Суренянц,

композиторы М. Екмалян

и А. Спендиарян,

историки Н. Адонц

и Я. Манандян

Город сам проявлял большой интерес к изучению армянской культуры и истории. В Санкт-Петербургском университете началось преподавание армянскому языку (1818г.), по высочайшему указу Николая I была основана кафедра армянского языка (1844г.), производились научные экспедиции в Армению, издавались литературные сборники и т.д.

Новый этап в жизни армянской общины начался после революции 1917г.. Армянская диаспора Ленинграда заняла в областях науки, техники, культуры одно из ведущих мест. Тесные культурные связи между Ленинградом и Ереваном стали традиционными на многие десятилетия.

Выдающиеся деятели науки и культуры, такие как инженер О. Адамян, братья Орбели, астрофизик В. Амбарцумян, артист В. Папазян, востоковед Ю. Петросян и многие другие, трудились во благо развития нашего города. В блокадной летописи великого города-героя Ленинграда были и армянские имена, а все послевоенные десятилетия армянская диаспора в Ленинграде продолжала с полной отдачей работать во всех важнейших проектах, как города, так и Советского Союз.

Возрождение духовной жизни армянской общины началось в конце 80-ых ХХ века. Стараниями архиепископа Езраса Нерсисяна и видных деятелей община сплотилась вокруг церкви и отрылась новая страница в истории армянского Петербурга.

Для сохранения национально-культурных традиций и развития армянской культуры были открыты разные учреждения, а церкви Святой Екатерины и Святого Воскресения вновь приоткрыли свои двери перед верующими.

При церкви работает Учебно-воспитательный центр им. Лазаревых, Российско-Армянский культурный центр «Вернатун», газета «Аватамк», библиотека, Совет ветеранов, молодежная организация «Нор Серунд», танцевальный ансамбль «Наири», женский совет «Св. Рипсимэ», пекарня.

Сегодняшние армяне Петербурга, в подавляющем большинстве — интеллигенция. Врачи, известные на весь мир, писатели и художники. Рубен Ангаладян пишет неоценимые по философскому значению исследования, Варужан Епремян поражает своими светлейшими картинами, скульптор Левон Бейбутян выигрывает конкурс за конкурсом, попутно обучая в профильном институте молодежь, а Арам Аревикян создал один из новейших символов Петербурга — памятник Му-Му на Тургеневской площади, рядом с кафе с тем же названием. Такая трогательная собачка у входа, в ожидании Герасима — он, железный, стоит внутри, зашел пропустить рюмку. Кстати, в Питере есть еще одна армянская церковь, недалеко от реки Смоленки. Расположена она характерно — на кривой улице, где только такую нашли в Петербурге? Повод ее строительства, впрочем, отнюдь не веселый — когда на шведско-русской войне погиб единственный сын Ивана Лазарева, он на собственные средства замыслил здесь родовую усыпальницу. Рядом с церковью — армянское кладбище, имена и титулы на надгробиях читаются, как книга по истории — истории двух стран, России и Армении, их науки и культуры.

Армянская община Санкт Петербурга рядом с семьями погибших в Арцахе.

На Невском армянская диаспора приглашает прохожих танцевать и угощает лавашом

В Петербурге живет вторая по численности в России армянская диаспора.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть