Гений и безумие Ричарда Дадда: художник, не бросивший живопись даже утратив адекватность восприятия - RadioVan.fm

Онлайн

Гений и безумие Ричарда Дадда: художник, не бросивший живопись даже утратив адекватность восприятия  

2019-03-17 18:23 , Культура, Шоу бизнес, 2999

Гений и безумие Ричарда Дадда: художник, не бросивший живопись даже утратив адекватность восприятия

Ричард Дадд (Richard Dadd, 1817-1886) — английский живописец, первый и один из крупнейших представителей викторианской сказочной живописи, большую часть своей жизни провел в психиатрической лечебнице. Одержимый, по свидетельству современников, и к концу жизни практически утративший связь с реальностью, при этом гениальный художник, не бросивший живопись даже утратив адекватность восприятия.

Дадд родился в Чатеме, графство Кент, в семье краснодеревщика и художника. Отец рано заметил способности своего сына и всячески способствовал их развитию. Так, будучи юношей Ричард был принят на обучение в Королевскую художественную Академию, где о нем отзывались как о подающем огромные надежды, веселом, жизнерадостном юноше, с отличным чувством юмора.

В 1841 году Дадд написал «Спящую Титанию», картину, с которой связывают возникновение нового художественного жанра – викторианской сказочной живописи. Это направление развивала группа художников, называвшая себя «Клика». В нее входили, помимо Дадда, Август Эгг, Альфред Элмор, У.П. Фрайт и другие. Интересно, что движение «Клики» было направлено на слом «ретроградных традиций Академии художеств, не соответствующих традициям современного искусства». Взгляды Дадда, таким образом, схожи с тезисами появившегося позже в России «Товарищества передвижных художественных выставок». «Клика» развивало идеи готики романтизма, готики, основывая свое искусство на фольклоре и творчестве новых писателей, в том числе Льюиса Кэрролла, чьи книги об Алисе имели в ту пору большой успех у читателей.

По приглашению члена художественной академии, через три года обучения Дадд отправляется в составе экспедиции в Грецию и Египет. Впервые одержимость Ричарда проявила себя после визита в знаменитый Луксор, в ту его часть, что известна как «Город мёртвых». От переизбытка эмоций, у Дадда стали появляться устрашающие галлюцинации, он видел жуткие сны, стал нервным и замкнутым. Именно тогда художник признался, что им овладел дух древнеегипетского бога смерти — Осириса.

По возвращении в Лондон, все близкие заметили изменения в личности Ричарда Дадда. Он стал рисовать ужасающие картины, рассказывать странные вещи. Собравшийся консилиум постановил, что художник находится в плену навязчивых идей и не в состоянии отдавать себе отчет в своих действиях. Но отец Ричарда от госпитализации сына отказался, что стоило ему жизни.

В августе 1843 года, в Чатеме, родном городе художника, во время торжественных маневров местного полка, у Ричарда случилось помутнение, и он в состоянии сильнейшего аффекта убивает отца. И не просто убивает — обезглавливает и уходит от погони. Его ловят лишь через день, при нападении на дилижанс. В отделении он заявляет о срочной необходимости попасть в Вену и убить австрийского императора. Но вместо Вены, художник отправляется в психиатрическую больницу.

В больницах Ричард проведет всю оставшуюся жизнь. Общество того времени отвернулось от художника, но его творчеству симпатизировал доктор Дж. Г. Хейден, в чьем управлении находилась больница, он даже заказывал Ричарду произведения, которые после передавал в галерею Тейт в Лондоне. Как, например, картину «Мастерский замах сказочного дровосека», которую Дадд писал на протяжении девяти лет.

Эта работа производит впечатление объемной, трехмерной. На нее невозможно просто бросить взгляд, странные существа и общий сюжет, объединяющий много мелких непонятных деталей, сами вынуждают зрителя рассматривать и размышлять. Почему персонажи так увлеченно смотрят на орех, который вот-вот разлетится под ударом мощного каменного топора? Сам художник работал над картиной настолько тщательно, что пользовался увеличительным стеклом, а для глубины восприятия написал стихотворение, в котором описал каждого из изображенных на холсте. Картина в свою очередь стала источником вдохновения для композиторов и писателей, о ней упоминается, в частности, в романе Роберта Ранкина «Чисвикские ведьмы».

Другая знаменитая работа Дадда, придуманная им и созданная уже в больнице – «Детская задача», где сразу многие детали завораживают и пугают. Ребенок с безумным взглядом, нож на столе (а именно ножом Дадд убил своего отца), изображения трех женщин, ни одна из которых не смотрит на ребенка, и позиция на шахматной доске - мат в два хода. По мнению большинства исследователей, смысл сюжета сводится к тому, что само существование становится для ребенка ужасным испытанием, неразрешимой задачей.

Медперсонал отмечал удивительные отклонения в поведении Дадда, его телом и правда будто бы владело сразу несколько личностей. Периодически, он мог вести себя буквально как животное, а в другие моменты вел беседы о возвышенных и глубоко-философских проблемах, поражая окружающих остротой своего разума, а также помнил наизусть множество стихотворений и рисовал прекрасные картины. Врачи констатировали, что, если бы не безумие, внесшее свою корректировку, мир обрел бы выдающегося гения.

Ричард Дадд умер в 1886 году в возрасте шестидесяти восьми лет, а его работы разошлись по галереям и частным коллекциям. Картины гениального отцеубийцы, как и его биография, вдохновляли и вдохновляют и писателей, и драматургов, и художников.

На одной из современных выставок работ Дадда был озвучен тезис о том, что несмотря на невменяемость художника с медицинской точки зрения, картины его никогда не являются бессмысленными. Вероятно, это и есть признак великого таланта, не подвластного ни времени, ни болезням.

Источник – kulturomania.

Лента

Рекомендуем посмотреть