Виктор Цой является феноменом российской рок-музыки. Лидер рок-группы «Кино», музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.
Мне кажется, что на сцене он больше Цой, чем в жизни. <…> Когда я видел «Кино» — я видел героев, я видел живую легенду…
— Борис Гребенщиков, интервью, 9 апреля 1985
Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.
Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную всенародную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен – такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.
Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя – Цой Максим Максимович), дедушка Виктора Цоя по отцу, родился в Корее. Несмотря на корейские корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).
С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.
Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».
Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На оставшиеся три рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляшей.
После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. Музыкант нередко вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.
Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.
Цой вышел из андеграунда, но он не радикал в своём творчестве. Он предпочитает призывам и революционным лозунгам философские рассуждения, что очень соответствует его флегматичному характеру. С другой стороны, его философия — вполне конкретная политика, далёкая от абстрактного миросозерцания…
— Артур Гаспарян, «Он не ищет славы»
В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.
Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.
Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.
На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».
В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.
1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.
В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.
После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.
Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.
«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.
Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале - «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
Долгое время ходили слухи, что музыкант не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти до сих пор будоражит российское общество.
Тихо уйду, отгрызу приводную цепь.
Ржавою миной залягу в немую степь.
Перемещусь контрабандой неясного груза.
У-y, дожить до весны. — описание чувств после гибели Цоя.
— Евгений Титов, «Доживём до весны» (посвящение В. Цою), август 1990
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумирНа его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от могилы певца похоронена жена Виктора – Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.
После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
Есть одно качество, которое возбуждает интерес больше, чем непосредственно поэтический и музыкальный талант, чем достоинство текстов или музыки. Это — способность вызывать любовь. И в особенности, когда эта любовь принимает гигантские размеры, а личность, вызывающая такую огромную любовь публики, казалось бы, не прикладывает к этому ровно никаких усилий.
Виктора Цоя любили именно такой любовью. Я рискну утверждать, что это была именно любовь, а не так называемая популярность, чаще всего основанная на моде. Популярность — понятие коммерческое, тогда как любовь — духовное. Многие из тех, кто упрекал Цоя в том, что он «ударился» в поп-музыку, не чувствовали природы этой любви. <…> Конечно, среди поклонников и, в особенности, поклонниц Цоя немало таких, кто «тащился» на внешнем <…>. Но даже они, я думаю, нутром ощущали, что есть нечто в их кумире, что отличает его от сонма эстрадных звёзд. И даже когда он сам, казалось бы, смешивал себя с ними, выходя на площадку вслед за попсовыми певцами на сборных концертах и фестивалях последних двух лет, первые же звуки его голоса убеждали в обратном. Там он был чужим, своим он навечно остался среди тех, из кого вышел, — рок-музыкантов.
Впрочем, любили его не только поклонники рока. Он сумел выйти за жанровые рамки и стать просто Цоем, занять своё, принадлежащее только ему место в музыкальном мире, как это и происходит с каждым большим артистом. <…>
Под [его] слова и мотивы легко шагать, легко размышлять и, я сказал бы даже, легко жить. Не потому, что в песнях Цоя полно оптимизма. Они достаточно печальны, если говорить о них в целом. Но есть там лёгкость и простота дыхания, есть приятие жизни такой, какова она есть, — не придуманной кем-то, не вычитанной из книг, а со всеми её неправильностями, случайностями и изломами. <…>
В тот сложный период нашей истории, когда на арену её стали выходить свободные и независимые личности, Цой лучше других соответствовал идеалу свободы и независимости. Он был суверенен — это слово стало модным уже после того, как Цой явочным порядком утвердил свой суверенитет в этой жизни. Он был независим не только от властей, но и от обстоятельств жизни, от денег, от самой своей популярности. <…>
Его принцип независимости, который не декларируется, а находит чисто образное воплощение в песнях, не имеет ничего общего с принципом самоутверждения через подавление других. Его сила — в духе, а не в кулаках. Может быть, здесь с наибольшей силой выразились его восточные корни, ведь чудеса кун-фу или у-шу невозможны без тренировки в первую очередь духа, а потом уже мышц.[
— Александр Житинский, «Послесловие к жизни»
Материал подготовила: Марина Галоян