Артавазд Пелешян – не просто документалист и выдающийся режиссер, но и голос поколения, живая легенда.
Будущий классик документального кино родился 22 февраля 1938 года в Гюмри. В 1963 поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Заговорили о нем еще до того, как было окончено обучение. В середине 1960-х, еще будучи студентом, Артавазд Пелешян получил первые призы за «Горный патруль», «Землю людей» и «Начало».
Но большинство зрителей узнали о нем благодаря единственной актерской роли: в 1969-м Пелешян сыграл одного из центральных героев (барана именно его героя, Реваза, зарезали в начале фильма) культовой картины Генриха Маляна «Мы и наши горы».
Параллельно с работой перед камерой Пелешян завершил одну из главных своих режиссерских работ: фильм-эссе «Мы», поэтическую историю про армянский народ, поставленную на музыку Арама Хачатуряна.
Мир узнал великого экспериментатора, вошедшего в историю кино как изобретатель так называемого «дистанционного монтажа». Многим Пелешян известен как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатое Дзигой Вертовым и Сергеем Эйзенштейном. Пелешяновскую теорию, описанную в книге «Мое кино», сегодня изучают во многих киношколах в мире, входят в обязательную программу обучения во ВГИКе. Многие выдающиеся современные кинорежиссеры считают его искусство примером для подражания, а французский журнал «Кайе дю Синема» провозгласил его одним из самых великих кинематографистов наших дней.
Вышедшие вслед за «Мы» фильмы «Обитатели», «Времена года» и «Наш век» превратили Пелешяна в живого классика. Другой легендарный армянский режиссер Сергей Параджанов назвал его «одним из немногих подлинных гениев кино». А легенда американской документалистики Годфри Реджио как-то сказал: «Если я произвожу искры, то Пелешян — шаровые молнии».
«Многие говорят о феноменальности моего творчества, хотя я сам никакого феномена не вижу. По-моему, время против меня, а кино — против времени», — любит повторять сам мастер.