Франция простилась с композитором Мишелем Леграном, который ушел из жизни 26 января в возрасте 86 лет. Отпевание прошло в Париже в православном соборе Александра Невского в пятницу, 1 февраля. После гражданской панихиды в здании тетра Мариньи музыкант был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Великий композитор оставил свой след в истории почти всех музыкальных стилей XX века. RFI представляет лучшие песни маэстро, написанные им за полувековую карьеру не только для кино.
«Подобно некоторым индийским богам, Мишель был полиформен и многолик. Кажется, ни один музыкальный жанр перед ним не устоял», — написал о Легране композитор Стефан Леруж в предисловии к автобиографии маэстро, вышедшей в 2013 году. Кинокомпозитор, написавший музыку к двум сотням картин, обладатель трех «Оскаров» и пяти «Грэмми». Изобретатель, вместе с режиссером Жаком Деми, нового жанра во французском кино — музыкальной комедии. Виртуоз джаза, игравший со всеми великими джазменами XX века. Пианист, аранжировщик, автор симфонической музыки и балетов. А также автор песен и шансонье. И все это — Мишель Легран.
О себе композитор говорил: «С детства я хотел жить полностью окруженным музыкой, моей мечтой было ничего не пропустить, поэтому я никогда не останавливался на одной музыкальной дисциплине». Вечный экспериментатор подчеркивал: «Я не делаю карьеры, я пробую себя во всех музыкальных жанрах со всей серьезностью и трудолюбием. Именно пробую, всегда оставаясь учеником».
Морис Шевалье под аккомпанемент Леграна
В 1949 году семнадцатилетним юношей Мишель Легран вступил во взрослую жизнь. Выпускник парижской консерватории, ученик великой пианистки Нади Буланже, он сразу попал в мир французского шансона стараниями отца, известного дирижера и аранжировщика Рэмона Леграна. Юный музыкант стал аккомпаниатором тогдашних звезд парижской сцены — Анри Сальвадора, Жюльетт Греко и Катрин Соваж.
В 1954 году по заказу американской фирмы грамзаписи Columbia-EMI Легран подготовил альбом «I Love Paris». Этот сборник «стандартов» французской песни разошелся 8-миллионным тиражом и принес Леграну мировую известность, а также приглашение стать музыкальным директором «короля французского мюзик-холла» Мориса Шевалье, чей шлягер «Валентина» зазвучал в обработке молодого музыканта.
«Джаз и я»
Еще в конце войны Мишель Легран открыл для себя мир джаза, побывав на концерте Диззи Гиллеспи. Джаз стал одним из любимых жанров композитора, который в 1958 году в Нью-Йорке выступил организатором нескольких джем-сейшенов с участием величайших джазменов, в том числе Майлза Дейвиса, Джона Колтрейна, Бена Вебстера. «Джазу нельзя научиться, с ним либо рождаются, либо нет», — говорил композитор.
О себе и джазе Легран написал в 1960-х годах песню «Quand ça balance», называя свинговые ритмы своим «знаменем» и «библией».
Пионер рок-н-ролла по-французски
Увлекаясь джазом, Мишель Легран успел стать одним из пионеров рок-н-ролла во Франции. В 1956 году с этой зажигательной музыкой французов познакомила звездная троица в составе певца Анри Сальвадора, писателя Бориса Виана и композитора по прозвищу Big Mike. Этот псевдоним придумал для Леграна Жан Кокто. Рок-н-ролл по-французски получился пародийным и хулиганским. Борис Виан (под псевдонимом Вернон Сенклер) стал автором текстов, Легран — музыки, а Сальвадор записал плоды их совместного труда под псевдонимом Генри Кординг.
«Рок-н-ролл мопс» — один из примеров этого музыкального эксперимента сердины 1950-х.
Легран и Клод Нугаро
Общая любовь к джазу стала залогом многолетней дружбы Мишеля Леграна и шансонье Клода Нугаро. Вместе они начали выступать еще в 1950-х, в начале 2000-х Легран выступил на одном из последних концертов певца и поэта. «Оркестра не было, только я — за фортепиано, и он — у микрофона, мы воскресили наши песни 50-60-х во время этого невероятного благотворительного концерта, на котором зал ломился от публики, а слушатели сидели даже на сцене, облепив рояль», — вспоминал композитор.
Мишель Легран написал для Нугаро музыку его первых хитов, вошедших в альбом 1962 года «Le Cinéma» (кино).
Блюз для Монтана
«Для меня мелодия всегда похожа на женщину, которой я всегда храню верность», — отмечал Мишель Легран, признаваясь, что «повсюду чувствует себя как дома, если у него есть бумага для записей и фортепиано». Песни Леграна исполняли Лайза Миннелли и Нана Мускури, Фрэнк Синатра и Мирей Матье, он был композитором Барбары Стрейзанд и Сержа Реджиани, а актер и певец Ив Монтан попробовал себя в жанре томного блюза, записывая композицию маэстро «Coucher avec elle» (провести с ней ночь) на стихи знаменитого поэта Робера Десноса.
Сам себе шансонье
Жак Брель, которому Легран делал аранжировки в 1950-е годы, убедил композитора попробовать себя в роли шансонье. Исполнять собственные песни музыкант начал десять лет спустя, постепенно пополняя личный репертуар сочинениями на тексты лучших французских поэтов-песенников Эдди Марне, Жана Дрежака, Жан-Лу Дабади, а также Франсуазы Саган и Жана Гидони. Одна из песен, написанная вместе с Клодом Нугаро, «Алькатрас» много лет пролежала «в столе», пока Легран не записал ее в собственном исполнении. Знаменитая и страшная американская тюрьма стала в песне метафорой трагической любви, побег от которой невозможен.
В 2015 году маэстро выпустил альбом «Легран и его друзья», для которого лучшие песни композитора записали звезды разных поколений — от Шарля Азнавура до Тома Дютрона. Певице Элен Сегара в трибьют-сборники досталась знаменитая песня Леграна «La valse des lilas» (вальс лилий). «Невозможно жить, как ты, лишь воспоминанием и сожалением … Пока бежит время, до самой последней весны небу будет всего двадцать лет, и столько же — всем влюбленным».
«Лето» для Барбары Стрейзанд
Помимо собственно авторских песен шлягерами и хитами становились многие композиции, написанные к музыкальным фильмам, прославившим Мишеля Леграна. В исполнении Барбары Стрейзанд в историю вошла песня «The summer knows» из фильма Роберта Маллигана «Лето 42-го». Эта картина в 1972 году принесла Леграну второй по счету «Оскар» в карьере — за лучший оригинальный саундтрек. В репертуар Стрейзанд вошли и партии из ее собственной музыкальной драмы «Йентл» (1983). За музыку к этой картине французский композитор получил свой третий «Оскар».
В 2013 году песню «The summer knows» знаменитая французская оперная певица Натали Дессе записала с Леграном для альбома «Entre elle et lui» (между ней и им).
Шлягеры из мюзиклов
Во Франции популярность и новую жизнь за пределами экрана обрели партии из киномюзиклов Леграна. «Песню двойняшек» (La chanson des jumelles) прославила картина «Девушки из Рошфора». В 1967 году она стала второй успешной совместной работой композитора с режиссером Жаком Деми после легендарных «Шербурских зонтиков» (1964).
Среди партий киномюзикла «Девушки из Рошфора» еще одним шлягером стала песня «Nous voyageons de ville en ville» (мы странствуем от города к городу) о кочевых ярмарках и тех, кто несет с собой праздник, всю жизнь скитаясь по дорогам страны. Эту пенсю для альбома «Легран и его друзья» записал цыганский ансамбль Chico & The Gypsies.
Самая известная песня Мишеля Леграна
Самой известной песней Мишеля Леграна на все времена стала главная мелодия из американского фильма «Афера Томаса Крауна», за которую композитор получил в 1969 году свой самый первый «Оскар». Английский текст песни «The Windmills Of Your Mind» написали постоянные соавторы музыканта Алан и Мэрил Бергман. Французская версия Эдди Марне вошла в историю под заголовком «Les Moulins de mon cœur» (мельницы моего сердца).
Музыку к фильму Легран написал за два месяца, увидев лишь первую монтажную версию картины — целых пять часов! Режиссеру Норману Джуисону он предложил тогда: «Не пересматривая больше ни одного кадра, я напишу вам полтора часа музыки, не ограничивая себя жестким сроками, исключительно на основании полученных впечатлений. Потом мы вместе смонтируем видеоряд с музыкой».
Песня «Мельницы моего сердца» вошла в альбом «Легран и его друзья» в исполнении Шарля Азнавура, чей уход Франция оплакивала совсем недавно — 1 октября прошлого года.