Мои грезы летят к вам в объятия. Немного о Ваане Терьяне - RadioVan.fm

Онлайн

Мои грезы летят к вам в объятия. Немного о Ваане Терьяне

2018-11-01 18:13 , Немного О..., 4811

Мои грезы летят к вам в объятия. Немного о Ваане Терьяне

Моя душа — бродячая собака:

И ночь вокруг, и осень, и печаль…

И смерть в глазах, и ожиданье знака,

Боязнь удара, бездорожье мрака —

Она плетется, убегает вдаль…

О, где найдет она себе приют?

Где упадет от мук и униженья?

Везде пинают, гонят, топчут, бьют…

Под чьей стеной она в изнеможенье

Должна угаснуть полночью осенней?

Ваан Терьян родился 28 января 1885 г. в живописном селе Гандза (близ г. Ахалкалаки) в семье сельского священника Сукиаса Тер-Григоряна. Детские годы поэта прошли в родной Гандзе с ее изумрудными лугами, звонкими ручейками, волнующимися полями пшеницы. Здесь он окончил сельскую школу.

В 1897 году старшие братья, учившиеся в то время в Тифлисе, взяли его к себе, обучили русскому языку, готовя его к поступлению в московский Лазаревский институт восточных языков.

В 1899 году отец везет Ваана в Москву и определяет в Лазаревский институт. Это учебное заведение сыграло большую роль в творческом становлении поэта. Впоследствии он часто вспоминал прославленный очаг культуры и посвятил ему поэму.

В числе товарищей Терьяна по Лазаревскому институту, с которыми поэт был связан нерасторжимыми узами, были Александр Мясникян, Погос Макинцян, Цолак Ханзадян и другие, впоследствии ставшие видными государственными и литературными деятелями.

На становление мировоззрения поэта решающее влияние оказали события 1905 года. В 1906 году, будучи уже студентом Московского университета, он писал: «Я всегда сочувствовал рабочему делу и из всех общественно-политических программ различных партий предпочтение отдавал социал-демократической программе». Политические симпатии Терьяна не ускользнули от внимания царской жандармерии. Во время массовых гонений и арестов Терьян вместе с друзьями Оником Оганджаняном и Мелконом Карамяном попадает в тюрьму (Бутырку). «Помню, — рассказывает М. Карамян в своих воспоминаниях, — Ваан и Оник, став у окна своих камер, громко запели песню на слова Никитина, в то время очень распространенную среди революционеров:

На старом Кургане, в широкой степи,

Прикованный сокол сидит на цепи».

Получив в Бутырке революционное крещение, Терьян в этот период создает стихи, ставшие образцами политической лирики. Под непосредственным влиянием революционных событий написан цикл стихов «Терновый венец», в котором поэт прославляет борцов революции, погибших на виселицах и в тюрьмах. Одновременно он проклинает царских палачей, «торжествующих черную свою победу».

В 1908 году в Тифлисе поэт издает свой первый сборник стихов «Грезы сумерек», предварительно ознакомив с ними Ованеса Туманяна и Аветика Исаакяна. «Чудесные вещи. кристальные чувства в безукоризненных по форме стихах. Это — подлинная поэзия, настоящая лирика», — говорит Исаакян. «Прекрасные стихи, и почти совершенная новость в нашей лирике», — подтверждает и Ов. Туманян правоту восторженного отзыва Исаакяна.

В 1910 г., параллельно с учебой в Московском университете, Терьян редактирует и издаёт литературно-художественный альманах “Гарун” (“Весна”). В 1915 г. Максим Горький поручил Терьяну составление “Армянского сборника”, который был издан в Москве. В том же году пишет патриотический цикл “Страна Наири”.

Валерий Брюсов перевёл ряд стихотворений поэта и назвал его “наиболее видным деятелем” среди молодых поэтов “русской Армении”.

В 1918 году Терьян помог спастись тысячам армянских беженцев, оказавшихся в пекле гражданской войны на Северном Кавказе и в Астрахани.

Во главе, прибывшей из Москвы врачебно-санитарной группы он разместил их по домам местных армян и в других жилищах, выдал средства для существования, создал для них рабочие места, обеспечил их безопасность, использовав более 6 млн рублей и два вагона медикаментов и других товаров, предоставленных Комиссариату по делам армян.

Когда после московского мятежа левых эсеров 6 июля 1918 года по приказу Ленина были закрыты все “буржуазные организации”, а их имущество было реквизировано, Терьян не допустил, чтобы чекисты конфисковали богатую утварь армянской церкви Москвы.

Сославшись на распоряжение Ленина от 19 июля 1918 года о передаче Комиссариату всех документов, зданий, имущества и капиталов армянских не коммунистических организаций России, он запер, опечатал двери церкви и тем самым спас находящиеся внутри нее ценности. Впоследствии, после установления советской власти в Армении, они были переданы Св.Эчмиадзину.

Ваан Терьян не пасовал и не раз давал бой Льву Троцкому и Иосифу Сталину, защищая проармянские варианты решений Армянского вопроса. В частности, во время Брест-Литовских переговоров, в которых Терьян участвовал в качестве советника и не имел права голоса, Троцкий после очередного бурного спора с поэтом обозвал его “армяшкой”.

Терьян протестовал против передачи армянских территорий Турции, обосновывая свой протест документами, которые затребовал из Москвы. Они доказывали, что это исконно армянские земли и до Первой мировой войны и Геноцида армяне составляли там большинство населения.

В конце концов Сталин нашел способ избавиться от Терьяна – он был командирован в Персию и Турцию через Туркестан. Сталин понимал, что Терьян не выдержит тягот путешествия.

Ведь для больного туберкулезом Терьяна это была дорога смерти, так как из-за гражданской войны она фактически не функционировала, а вагоны не отапливались. Так и случилось, Ваан Терьян умер 7 января 1920 года в пути – в заснеженном Оренбурге, место могилы неизвестно. Кенотаф поэта находится в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть