Последние два года Республика Армения, находящаяся под внутренним и внешним давлением в условиях геополитического шторма, отмечает 100-летие армянского кинематографа. Распад Советского Союза стал поворотным событием для исторического развития всех постсоветских республик. Если политические и экономические аспекты этого периода достаточно хорошо изучены, то киноискусство бывших стран СССР редко рассматривается как отражение происходивших процессов. Между тем, киноиндустрия — это не только культурное явление, но и своеобразное зеркало, позволяющее понять, как изменялось общество и сопоставить динамику самой киноиндустрии с изменениями в общественной жизни.
Армянский кинематограф в советский период добился множества ярких достижений. Среди них можно отметить участие в международных кинофестивалях, создание крупнобюджетных исторических фильмов и успех в союзном кинопрокате. В 1966 году фильм Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я» с Арменом Джигарханяном, уже ставшим всесоюзной звездой, не только был включён в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, но и успешно прошёл в советском прокате, собрав 10 миллионов зрителей. Особое место занимала армянская анимация, которую многие исследователи считают одной из ведущих школ того времени. Работы аниматора Роберта Саакянца стали примером авторского метода с уникальным стилем и ярко выраженной сатирической направленностью. Также невозможно обойти вниманием фигуру Сергея Параджанова — режиссёра, чья судьба оказалась связана с армянской, грузинской и украинской культурами. Его вклад является неотъемлемой частью как армянского, так и советского культурного пространства, оставив значительное наследие в мировой кинематографии.
Расцвет армянской киноиндустрии пришёлся на 1960-е и 1970-е годы. Фильмы, такие как «Мы и наши горы» Генриха Маляна и «Мужчины» Эдмонда Кеосаяна, стали культовыми не только в Армении, но и по всему Союзу, собирая миллионы зрителей. В те годы армянские кинотеатры посещали десятки миллионов человек ежегодно. Однако к 1980-м годам посещаемость кинотеатров в республике снизилась до 10-15 миллионов в год. Это падение отражало ухудшение социальной и экономической ситуации в позднем СССР. Производственные мощности в этот период оставались относительно скромными: в среднем выпускалось 7-8 фильмов ежегодно, из которых лишь 2-3 были игровыми. Все эти фильмы производились на единственной армянской киностудии «Арменфильм». Для сравнения, в соседней Грузии ежегодно снималось 8-10 полнометражных игровых фильмов, а в Казахстане — около 6.
Что касается кинофикации, Армянская ССР также уступала своим соседям. В Ереване функционировало около 20 кинозалов, а в остальной республике — около 40 стационарных кинотеатров. Это было в три раза меньше, чем в Грузии и Казахстане, где сеть кинотеатров была более развита. Анализируя эту историческую ретроспективу, можно сказать, что, несмотря на сравнительно скромные производственные и инфраструктурные возможности, Армянская ССР смогла создать значительное количество ярких имен в авторском кино и оставить важный след в истории советского кинематографа.
Здания бывших кинотеатров "Ереван" и "Наири"
Уже в 1988 году после масштабного землетрясения в Спитаке Армения оказалась в ситуации гуманитарного и экономического коллапса. Последовавшие за этим распад СССР и Карабахская война привели к блокаде страны, резкой смене государственного строя и обрушению государственных институтов. В результате этих событий в стране вплоть до 1997 года существовал энергетический кризис: предприятия и граждане были лишены доступа к электричеству и газу, и их подавали по расписанию. Условия жесткой экономии ресурсов, фактический коллапс государственности и военная обстановка привели к массовой миграции населения. По усредненным подсчетам, в период с 1990 по 2001 годы страну покинуло около 1 миллиона человек, что составляло треть населения. Конечно, эта ситуация привела к полному развалу армянской киноиндустрии. Аналогичная тенденция наблюдалась и в других постсоветских республиках, а также в России. Кинопроизводство останавливалось, кинотеатры приобретали первых частных владельцев и постепенно меняли свои профили, превращаясь в мебельные магазины и автосалоны.
Особенность советской дистрибуции фильмов заключалась в централизованном подходе, при котором «Госкино» как структура определяло систему распространения, занималось вопросами цензуры и тематического направления. То же касалось и контента, произведенного внутри союзных республик: они также распространялись через Москву. Эта система привела к абсолютному отсутствию автономности армянского кинопроката, который, будучи в прямой зависимости от «центра», потерял ориентиры в условиях коллапса системы «Госкино». Местные киностудии, в том числе «Арменфильм», сильно зависели от доходов внутри республики.
Сусанна Арутюнян, кинокритик и один из основателей кинофестиваля «Золотой абрикос»:
Во второй половине семидесятых кинопрокат республики приносил около 6 миллионов рублей. Из них примерно 3 миллиона направлялись на «Арменфильм» – небольшую студию, которая выпускала 2-4 фильма в год. В 90-е годы система была заморожена: кинотеатры закрылись из-за прекращения подачи тепла, света и газа. Началась активная приватизация, и новые владельцы, дождавшись 5-летнего срока, в течение которого они должны были сохранить профиль учреждений, сразу же переоформляли кинотеатры под свои бизнес-задачи. В середине девяностых в Ереване сохранилось лишь 3-4 кинотеатра, с разной периодичностью показывающих фильмы.
Многие здания кинотеатров являлись уникальными объектами архитектуры. Прилегающий к кинотеатру «Москва» зал под открытым небом представлял собой неоконструктивистское творение архитекторов Спартака Кндегтсяна и Тельмана Геворгяна, завершенное в 1960-е годы. Впоследствии и кинотеатр, и этот зал были закрыты на долгие годы.
Зал под открытым небом кинотеатра "Москва"
То же самое касается и ключевой архитектурной доминанты Еревана – модернистского кинотеатра «Россия», спроектированного Спартаком Хачикяном, Артуром Тарханяном и Грачиком Погосяном с двумя большими залами общей вместительностью на 1600 мест. После нескольких смен собственников одно из самых оригинальных кинотеатральных строений мира по-прежнему является торговым центром с расположенной рядом пристройкой «Россия-молл». Величественный зал используется для частных мероприятий, часть из которых зарезервирована под одну из действующих неохристианских общин, активно распространяющихся в трудные 90-е годы на территории страны.
Здание бывшего кинотеатра "Россия" (сегодня называется "Айрарат"). Приватизировано в 2004-ом году, владельцем является компания "Нарек", входящая в "Концерн Сил"
Киноиндустрия практически остановилась на десятилетие — за этот период было произведено всего 15 игровых фильмов и десятки документальных. «Арменфильм» и «Айк Студия» продолжали существовать как государственные организации, но вернуться к предыдущим объемам производства они не смогли, и в итоге обе студии были приватизированы. Производство фильмов перестало быть частью государственной системы дотаций и не могло претендовать на бизнес-модель окупаемости из-за краха кинотеатральной системы и, конечно, отсутствия интереса со стороны зрителей, живущих в условиях экономического хаоса. Миграция также сыграла важную роль, ведь представители кинопрофессий покидали страну так же, как и другие ее жители.
Мелик Карапетян, продюсер и куратор:
«У нас были выдающиеся режиссеры, но многие, особенно молодые, покинули страну. Анна Меликян и Маша Саакян, впоследствии ставшие известными российскими режиссерами, были частью этой волны миграции. Большинство уезжало в Россию, так как там действовал безвизовый режим. Однако, к примеру, Тамара Степанян уехала во Францию и стала известным документалистом. Сейчас она работает над своим дебютным игровым фильмом, снятым в Армении в рамках копродукции с Францией.»
Несмотря на трагические обстоятельства, армянское авторское кино не прекратило существовать. В разные годы вышли несколько знаковых картин, отмеченных участием на международных фестивалях. Впервые армянское кино выступало под собственным флагом, свободное от централизованной цензуры. Темы, которые исследовали авторы в своих фильмах, были творческой реакцией на окружающую их действительность. «Арцахский дневник» Кеворкянца (1992), «Конец» Пелешяна (1994), «Крест наш и распутье» Геворкяна (1998) и другие фильмы рассказывали о Карабахской войне, утрате модели будущего и социальном коллапсе — эти темы определили ключевые направления армянской документалистики на долгие годы.
Игровое кино находилось в более уязвимом положении: киностудия «Арменфильм» пришла в упадок и со временем утратила технический потенциал из-за устаревания оборудования, что привело к ее окончательной приватизации в 2005 году. Фильмы 90-ых годов финансировались за счет частных средств или фондов, что имело случайный характер и не привело к системному развитию индустрии. Тот небольшой объем снятых фильмов часто объединяет единая тема – герои сталкиваются с разрушением их мироустройства. «Загнанные» Исраэляна (1991), «Черная стена» Багдасаряна и «Господи, помилуй» Чалдраняна (оба — 1997) рассказывают о героях, которые переживают утрату идеологических и моральных ориентиров в стране испытывающей один из глубочайших социальных кризисов.
В отсутствии доступа к кинопрокату, а также культурных институтов, занимающихся продвижением и анализом кино, Армения практически пропустила целое десятилетие в своей кинематографической истории, но оставила нам фильмы, ставшие символами поколения, среди которых «Возвращение на обетованную землю» Арутюна Хачатряна (1991), «Потерянный рай» Давида Сафаряна (1991), «Катастрофа» Дмитрия Кесаяна (1993), «Лабиринт» Микаела Довлатяна и другие.
Началом новой эпохи возрождения киноиндустрии можно считать два события: открытие в 2001 году после реконструкции кинотеатра «Москва» в Ереване и проведение первого кинофестиваля «Золотой Абрикос» в 2004 году, который на многие годы стал основным кинематографическим событием для всей республики.
Кинотеатр "Москва" (во время реконструкции)
Карен Аветисян, кинокритик и программный директор международного кинофестиваля «Золотой Абрикос»:
В первые годы фестиваль «Золотой Абрикос» делал акцент на армянской идентичности в рамках диаспоры, разбросанной по всему миру. Участвовали такие фигуры, как Атом Эгоян, Робер Гедикян, Шарль Азнавур и другие. Фестиваль стал объединяющей платформой для всего армянского кинематографа с общей культурной и национальной идентичностью. Сейчас концепция изменилась, и мы говорим о кинематографе региона, в котором существуем — Западной Азии. Армянское кино рассматривается в региональном контексте, что дало начало программе «Региональная панорама».
Фестиваль предоставил режиссёрам возможность выйти на контакт с аудиторией и, что немаловажно, стал образовательным и индустриальным центром. В Ереван приезжали не только именитые режиссеры со своими премьерами и мастер-классами, но также продюсеры и кураторы международных фестивалей. Проводились первые встречи, дискуссии, формировались коллаборации, которые в те времена еще казались возможными. Например, на протяжении 10 лет существовала платформа «Армения—Турция», объединявшая кинематографистов обеих стран.
Сусанна Арутюнян, кинокритик, один из основателей кинофестиваля «Золотой Абрикос»:
В рамках платформы «Армения—Турция» проходили показы фильмов, тренинги, а также осуществлялись совместные кинопроекты на уровне ко-продукции независимых студий и грантовых программ. Нашим партнером была неправительственная организация Anadolu Kultur, на руководителей которых несколько лет назад в Турции начались гонения, что привело к тюремным заключениям и, соответственно, к приостановлению деятельности киноплатформы.
Количество кинотеатров в республике выросло. В наши дни кинозалы действуют не только в Ереване, где насчитывается 6 кинотеатров с 26 залами, но и в таких городах, как Ванадзор, Гюмри, Капан, Берд и Каджаран, где функционируют по одному залу. Ситуация с кинофикацией в Армении сопоставима с соседней Грузией, однако по сравнению с другой постсоветской республикой - Эстонией, имеющей схожее количество населения, разрыв становится уже существеннее. В Эстонии насчитывается около 50 кинотеатров и 80 экранов, что существенно превышает армянские показатели.
Тем не менее, даже этого количества кинотеатров оказалось достаточно для роста коммерческого кинопроизводства. Возникла небольшая, но активная киноиндустрия, работающая преимущественно с низкобюджетными комедийными фильмами. Комедии и любовные драмы, нацеленные на массовую аудиторию, стали локомотивом кинопроката нулевых. Если в начале 2000-х годов в стране снимали около 5-6 фильмов в год, то к середине десятилетия этот показатель практически удвоился, а сейчас в год выпускается до 15 полнометражных картин, выходящих в кинотеатрах республики.
Афиша фильма "Вот те на… или пышный кактус", как типичный пример низкобюджетной комедии
Жанровые предпочтения отражают запросы современной армянской аудитории. В прокате популярны фильмы, посвящённые Карабахской войне, такие как «Жизнь и война» Мкртчяна (2016). Однако наибольший успех имеют комедии. Например, «Абонент неизвестен» Арутюняна (2019) и пародийный фильм «Супер Мама» Марутяна (2014), который стал первым национальным блокбастером в республиканском прокате.
Арман Митоян, продюсер фильмов «Операция достопочтенные попрошайки», «Розалия»:
Мы существуем за счет понимания предела рынка, это 250 тысяч зрителей. Наши бюджеты не могут в таком случае превышать 250 тысяч долларов, редко доходя до 400 тысяч. Если взять потенциального зрителя и умножить на стоимость билета в 2,5 доллара (среднюю стоимость билета в Армении), то емкость будет составлять 650 тысяч долларов. Конечно, этой суммы недостаточно для комфортного развития, с учетом того что кинотеатры забирают половину дохода. Мы работаем с прямой рекламой и продакт-плейсментом, продаем их на армянское телевидение, онлайн-платформы и ищем зрителей в диаспоре. К примеру, показы в США, в Глендейле, где есть большая армянская диаспора, могут принести до 75 тысяч долларов. Интересно, что армяне в США идут на фильмы, которые уже имели успех в республике.
Все эти данные необходимо соотнести с одним важным фактором: несмотря на появление коммерческих фильмов, в Армении до сих пор не существует ни одной профессиональной дистрибьюторской компании. Режиссеры и продюсеры занимаются прокатом самостоятельно, выстраивая личные отношения с кинотеатрами. В то же время, в 2022 году рынок кинопроката Армении оставался практически полностью под контролем российских дистрибьюторов. Из России поступали копии как крупных голливудских студий, так и европейских кинокомпаний. Армения входила в общий пакет дистрибуции, распространявшийся на все страны СНГ. Подобный подход привел к множеству побочных эффектов: отсутствие самостоятельности в составлении расписания показов в кинотеатрах, что фактически означает отсутствие собственной программной политики. Также в кинотеатрах Армении продолжает доминировать русский дубляж. Несмотря на введенные санкции против России в 2022 году и уход большинства крупных кинопроизводителей с российского рынка, эти компании продолжают дублировать все новинки на русский язык. Западные и азиатские кинокомпании, за редким исключением, продолжают работать с Россией и продают Армению как «бонусную территорию» в сделках с российскими дистрибьюторами.
Еще одной значительной проблемой является обязательное количество сеансов, устанавливаемое офисами в Москве или Петербурге, что ограничивает возможности кинотеатров для показа местных фильмов. Не имея собственного игрока на рынке кинопроката, возможности для планирования репертуара остаются ограниченными, что сковывает кинотеатры и сокращает число показов для армянских производителей. Это, в свою очередь, негативно сказывается на сборах и общем развитии местной киноиндустрии.
В кинопрокате практически не представлено авторское кино, которое изначально не рассчитано на большие бюджеты, включая затраты на рекламное продвижение. Фильмы-участники международных фестивалей, несмотря на их успешную фестивальную историю, редко получают возможность показов в Ереване. Фильм Инны Саакян «Восход Авроры» (2022), участник крупнейших анимационных и документальных фестивалей, выйдя в ограниченный республиканский прокат не смог окупить затраты на рекламную кампанию.
Мелик Карапетян, куратор, продюсер:
Когда мы выпускали наш продюсерский проект «Чнчик», кинотеатры не проявили особого интереса, несмотря на премьеру на фестивале в престижном Пусане. Нам было трудно получить даже несколько сеансов. Дополнительно возникла проблема распространения информации о фильме — у нас отсутствуют специализированные СМИ, посвященные кино, а кинокритика находится в разрушенном состоянии, не имея собственной платформы и финансирования. В итоге наш фильм, как и многие другие достойные фильмы, не смог найти своего зрителя.
Ситуацию также усложняет хаотичность законодательства, регулирующего кинопроизводство, как в части контроля внутреннего рынка, так и субсидирования производства. В республике полностью отсутствует механизм учета проданных билетов и общего числа зрителей. Доступные данные представляют собой информацию, полученную от производителей кино или независимых исследователей, имеющих доступ к индивидуальным отчетам кинотеатров.
Основанный в 2006 году «Национальный киноцентр Армении», некоммерческая организация под управлением министерства культуры, занимается распределением государственных субсидий на поддержку кинопроизводства, вопросами сохранения кинонаследия и продвижением армянского кино как внутри страны, так и за ее пределами. В 2018 году, после произошедшей в стране революции, в киноцентре сменилось руководство. Под управлением нового директора Шушаник Мирзаханян организация начала реформы. Для повышения прозрачности был полностью пересмотрен регламент подачи заявок на конкурс. Изменилась также и предельная сумма финансирования проектов: теперь кинопроизводители не могли рассчитывать на полное финансирование и должны были искать дополнительные источники бюджета. Сам киноцентр способствовал диверсификации бюджетов, поддерживая индустриальные форматы, питчинги и продвигая фильмы на крупнейших кинорынках в поисках новых партнеров.
Результаты реформ стали заметны уже через несколько лет. В 2020 году фильм совместного производства Армении, Франции и Бельгии «Когда затихнет ветер» Норы Мартиросян, в центре сюжета которого инженер, обслуживающий аэропорт Карабаха, был включён в программу Каннского кинофестиваля, став первым фильмом независимой Армении, достигшим такого уровня. Активизировалась также деятельность армянских продюсеров, которые активно сотрудничали с европейскими коллегами. Примером такого проекта стал фильм «Лука» (2023) режиссёра Джессики Вудворт, являющийся копродукцией Армении, Бельгии, Нидерландов и Италии.
Анджела Франгян, режиссёр-документалист, со-продюсер фильма «Лука»:
Я была знакома с режиссером фильма 5 лет до старта съемочного процесса. Мы начали совместную работу по организации съёмок, но сначала пандемия COVID-19, а затем война в Армении вынудили нас перенести съемки в Европу. Тем не менее, нам удалось сохранить креативную поддержку проекта: в съёмках принял участие армянский актёр Самвел Тадовосян, сыгравший одну из ролей, и Армения осталась со-продюсером фильма. Впоследствии мы уже получили поддержку крупного европейского фонда Eurimages.
Еще одной крупной ко продукцией с западными странами стал фильм «Америкаци/Американец», созданный в армяно-американском сотрудничестве. История о возвращении армянина, пережившего геноцид, из Америки в Советскую Армению была выдвинута от Армении для участия на премии «Оскар» и в итоге попала в шорт-лист. Это был первый за многие годы достаточно высокобюджетный игровой фильм в Армении, посвященный теме геноцида, который вызвал ажиотаж не только среди профессионалов, но и у широкой аудитории. Фильм вышел в прокат в США, собрав 400 тысяч долларов, а также был ограниченно показан в Армении, однако открытых данных о прокате внутри страны нет.
На первый взгляд, упорядочение институциональной государственной поддержки, активное сотрудничество с европейскими фондами и возросшее присутствие армянских фильмов на международных фестивалях складываются в достаточно успешную картину для армянского кинематографа. Однако проблемы остаются, включая недостаток аудитории, небольшой объем государственных субсидий и нехватку кинотеатров, способных показывать фильмы с более широким тематическим диапазоном, чем коммерческое кино. Большинство участников и даже победителей международных кинофестивалей, особенно в документальном жанре, не доходят до армянского зрителя — ни в кинотеатрах, ни через локальные телевизионные или онлайн-платформы.
Артур Вардикян, кинокритик, куратор:
Корень проблемы во многом именно в отсутствии кинотеатров, а также в том, какой вкус сформировался у зрителей за целые поколения. В начале 90-х бывшие комики, квнщики, успешно проявившие себя в юморе, пришли в киноиндустрию, и их влияние во многом привело к тому, что армянская публика перестала интересоваться чем-то другим. Псевдокомедийность стала доминирующим направлением армянского коммерческого кинематографа. В результате зритель больше не хочет воспринимать другое кино. Публика ориентирована либо на подобные развлекательные фильмы, либо на сенсации. Когда в течении 20 лет смотришь одно и то же на экране и потребляешь однообразный контент, становится сложно воспринимать другое кино — то, которое заставляет думать. Конечно, неэффективность государственных инициатив за это время также сыграла свою роль.
Правительство республики продолжает политику реформ, что коснулось и сферы кинематографа с принятием закона о кинематографии в 2021 году. Этот закон призван регулировать все аспекты индустрии, начиная от субсидирования кинопроизводства и заканчивая регулированием рынка кинопоказа и введением практики выдачи прокатных удостоверений. Уже в 2024 году документ, находившийся несколько лет в «спящем» режиме, был вновь актуализирован, и к нему были приняты три подзаконных акта. Каждый из них регламентирует такие вопросы, как учёт билетов, контроль субсидирования и процедуру получения разрешительных документов на трансляцию фильмов на территории республики.
Последний из этих документов охватывает все нюансы получения разрешения: обязательный перевод фильма на армянский язык, возрастная маркировка. Выдача прокатного удостоверения будет согласовываться комиссией, состоящей из 9 человек, из которых 5 – представители киноиндустрии, а также психологи и представители правоохранительных органов, специалисты в области воспитания детей. Само наличие комиссии говорит о том, что это не уведомительный механизм выдачи разрешений, как в большинстве западных стран или, например, в Казахстане. Это разрешительная система, как в соседней Российской Федерации, с комиссией, которая имеет право отклонить заявку. Критерии отказа достаточно чёткие, хотя их применение может иметь широкую интерпретацию. Фильму может быть отказано в прокатном удостоверении по таким критериям, как содержание сцен насилия, порнографии или материалов, пропагандирующих жестокость, насилие и наркотики или психотропные вещества. Несмотря на кажущуюся точность этих категорий, они фактически относятся к тому, что принято называть моральными ограничениями, и широта их применения зависит от решения конкретного лица. В России первым запрещённым фильмом стал победитель Роттердамского кинофестиваля «Клип» сербского режиссёра Майи Милош в 2012 году. Прокатной компании отказали в выдаче разрешения за пропаганду насилия. Впоследствии число отказов росло, что привело к использованию этого механизма как инструмента политической цензуры и преследований.
Артур Вардикян, кинокритик, куратор:
Я помню, как несколько лет назад мы обсуждали законопроект внутри сообщества, и это вызвало большую дискуссию. Там было много декларативных моментов, далеких от решения реальных проблем, стоящих перед современным армянским кино.
Этот закон также вмешивается в прямую конкуренцию, предлагая регулировать сроки проката в случае, когда на экраны выходят два национальных армянских фильма, схожие по потенциальным кассовым сборам. Подобные регуляции крайне редко встречаются в западной практике, но активно используются в таких странах, как Россия и Китай. В последней рынок находится под строгим контролем государства и действует в условиях квотирования. Тенденция к заимствованию законодательных инициатив Российской Федерации усиливается на фоне значительной зависимости армянской киноиндустрии от России.
Часть кинотеатральных сетей в Армении управляется компаниями, связанными с Россией, дистрибуция фильмов до сих пор преимущественно осуществляется на русском языке, а поставки фильмов ведутся из Москвы. Экономические связи в секторах визуальных индустрий, таких как видеореклама, компьютерная графика и анимация, также завязаны на российский рынок и филиалы российских компаний в Армении. Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком контента об Армении, где этнические армянские режиссеры создают фильмы, финансируемые российским правительством. Ярким примером является фильм «Землетрясение» Сарика Андреасяна 2016 года, крупнобюджетное российское производство, снятое на территории Армении и посвященное землетрясении в Спитаке. Этот фильм был даже представлен в 2016 году от Армении на «Оскар», но заявка была дисквалифицирована, так как большинство членов съемочной группы имели российское гражданство, что не соответствовало правилам академии о составе национальной команды, участвующей в производстве фильма.
История с «Оскаром» получила продолжение и в этом году. Кинематографическая академия Армении, которая частично состоит из известных российских режиссеров, продюсеров и функционеров армянского происхождения, выбрала номинантом от Армении фильм «Яша и Леонид Брежнев» Эдгара Багдасаряна, ко-продукцию с Россией, поддержанную финансово Министерством культуры Российской Федерации. Эта номинация могла бы остаться незамеченной, если бы не вызвала бурную реакцию в армянском кинематографическом сообществе, которое потребовало заменить заявку на документальный фильм «1489» Шогакат Варданян — один из самых титулованных документальных фильмов последних лет. С одной стороны, перед нами ностальгическая фантасмагория Багдасаряна, возвращающая в эпоху Советского Союза, а с другой — критическое документальное кино Варданян, отражающее актуальные проблемы республики, находящейся в состоянии военного стресса.
Мелик Карапетян, куратор, продюсер:
Да, как закон о прокатных удостоверениях, так и номинация на «Оскар» сталкиваются с одной и той же проблемой — они не имеют логической связи с реальностью. Оба этих решения никак не отражают армянскую действительность и не отвечают запросам, которые ставят перед собой кинематографисты. Зрители хотят увидеть сложные истории, и это подтверждается успехом фильма Шогакат Варданян на последнем «Золотом Абрикосе» — количеством показов и обсуждений в сети. Этот фильм вышел за рамки узкого круга специалистов и стал темой, затрагивающей всё больше людей. Номинация на «Оскар» могла бы стать важным шагом в продвижении этого фильма и его идей. К сожалению, и в этот раз выбор оказался неверным, и у меня, к сожалению, нет объяснений этому.
Если возвращаться к теме принятия нового закона, можно точно сказать одно: несмотря на его существование, он пока не функционирует. Либо часть инициатив была отложена на несколько лет, либо необходимые структуры, такие как комиссии, еще не сформированы. Прокатные удостоверения до сих пор никто не получает.
Пройдя долгий путь за 30 лет независимости, кинематограф Республики Армения оказался на очередном поворотном моменте своего развития. В то время как количество кинотеатров растет, снимается все больше коммерческих фильмов, и режиссеры активно участвуют на международных кинофестивалях, индустрия, как и общество, стоит на распутье. С одной стороны – либерализация среды и создание горизонтальных рабочих сообществ, с другой – усиление контроля государства над все большим количеством аспектов существования этой индустрии.
Фото: Давид Аветисян
Автор текста: Владимир Кочарян, режиссёр, исследователь кино