11 августа 1922 года родилась заслуженная деятель искусств Армянской ССР, одна из самых известных женщин-скульпторов Армении Тереза Мирзоян. Тереза — скульптор, импровизатор, педагог, воспитавший несколько поколений скульпторов.
Тереза Мирзоян родилась в 1922 году в Кировокане. Жила и училась в Тбилиси, в 1940 году закончила Закавказский архитектурный техникум, а в 1946 — Академию Художеств Грузии, со званием художника-скульптора. Более 55 лет Тереза посвятила преподаванию в Художественном институте (ныне Ереванская государственная академия художеств). На протяжении многих лет Мирзоян способствовал художественному, профессиональному и нравственному воспитанию многих поколений армянских скульпторов.
В 2022 году, к 100-летию скульптора в Центре искусств «Гафесчян» открылась выставка, посвященная творчеству одной из самых известных женщин-скульпторов, заслуженного деятеля искусств Армении, педагога.
Экспозиция в Центре искусств «Гафесчян»
Работы Терезы Мирзоян — это собственный неповторимый мир, в котором все ей было подвластно: в нем она решала труднейшие задачи. Основой каждой из скульптур служат ум, тонкость, темперамент и сила. В творческом подходе Терезы удивительно сочетаются традиции и новаторство.
Скульптурные композиции Терезы Мирзоян проникнуты единым ритмом. Верно поняв основную тенденцию развития советского искусства, она была в числе тех художников, которые в середине 50-х годов искали более сложные и многообразные контакты с жизнью.
Тереза Мирзоян, Сидящая
Одна из наиболее известных работ мастера — скульптура «Любит, не любит». Мирзоян внесла в нее всю свою любовь к жизни, все свои старания и знания. Всю жизнь Мирзоян искала гармонию, объединяя в образах мужчины или женщины природу в целом. «Природа, — подчеркивала она, — не что иное, как гармония, я не претендую на поиски того, что находится вне природы».
Тереза Мирзоян, «Любит, не любит».
«Лежащая», «Мать-Армения», «Ожидание», «Мечты», «Отцовство», «Адам и Ева», «Мать солдата» — в этих работах проявилась предельная собранность, стремление обобщить художественный образ, подчеркнуть в нем самое главное, строгость и лаконизм, идущие от исконно армянских традиций. Своеобразный и богатый язык ее пластики обнаруживает преемственные связи не только с классическим, но и современным искусством.
Со временем пластика Терезы Мирзоян менялась, сохраняя главное. Ее работы разнообразны: это и лирический портрет, и декоративная статуя, монументальный памятник патриотического содержания, образы воинов и фигура, олицетворяющая поэзию.
Кипучая, подвижная натура Терезы Гайковны так широко, многогранно раскрывалась во всем (особенно в ее педагогической деятельности), что даже близко знавшие ее художники, не всегда могли увидеть, как много и настойчиво она работала, как целенаправленно и последовательно она искала свои приемы, свой стиль. Выставка с полной очевидностью показала и это.
Тереза Мирзоян, Армянка.
Тереза Мирзоян является автором более ста скульптур, многих монументальных работ, установленных в Армении и за ее пределами, таких как «Ткачиха» (Ленинакан), «Памятник погибшим воинам в борьбе за установление Советской власти в Армении», выполненный в соавторстве со скульптором Агароняном (Сисиан), Обелиск «Въезд в Чаренцаван», бюсты «Унан Аветисян» (возле школы его имени в Ереване), «Амир Довлат и Гераци» (возле поликлиники 4-го управления Министерства здравоохранения АССР,), «Абовян»(в Абовяне), мемориальный комплекс «Памяти погибших воинов» (в Арташате), мемориал «Погибшим воинам» (Есиль), «Памятник погибшим воинам» (Ахула), «Дары Араратской долины» (Дилижан), «Любит – не любит» (Ереван) и многие другие.
Работы Терезы Мирзоян украшают интерьеры общественных зданий, среди них «Телятница» (фойе театра Степанакерта), «Ануш и Саро» (музей Туманяна, Ереван), «Милосердие» (музей Победы), «Весенние цветы» (музей Кировакана), «Въезд Красной Армии в Армению», «Лань», «Девушка с кувшином» (музей Дилижана), «Пастух» (музей Коненкова в Смоленске), «Прощание» и многие другие работы, которые находятся в музеях республики.
Источник: golosarmenii.am.