История одного шедевра: Ахпат – культурный центр средневековой Армении - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Ахпат – культурный центр средневековой Армении

2024-08-06 22:15 , История Одного Шедевра, 2829

История одного шедевра: Ахпат – культурный центр средневековой Армении

Монастырь Ахпат — один из самых знаменитых в Армении. Он был основан царицей Хосровануш в конце X века, а строился вплоть до XIII, обрастая новыми церквями и притворами. Наряду с соседним Санаином, Ахпат был центром учености средневековой Армении, своего рода университетом. В этой статье мы поговорим об истории и архитектуре Ахпата, а также о том, какие люди жили и работали в его стенах.

Монастырские ворот

Ахпат и Санаин ― одни из самых блистательных монастырей Армении. Они находятся в северной части страны, в Лорийской области (исторический регион Лори). Между Ахпатом и Санаином всего около 15 километров. Хотя пеший путь по горам гораздо дольше автомобильного по серпантину, в Средние века это расстояние тоже не было огромным. Такое размещение необычно: чаще всего монастыри совмещали функции крепостей и духовных центров. Камень и процесс строительства всегда были дорогими, так что помещать две крепости так близко друг к другу было не самой распространенной практикой. Строили оба монастыря примерно в одно время: X-XIII века. В архитектуре ясно угадывается византийская традиция, но местные, армянские черты в сочетании с ландшафтом определяют уникальный облик зданий.

Местоположение монастыря Ахпат вдвойне необычно: он стоит не на вершине горы, а на полпути к ней. Это сделано, с одной стороны, для того, чтобы обеспечить лучшую защиту монастырю, скрыть его, а с другой ― как знак скромности его монахов. Несмотря на то, что Ахпат не раз осаждали вражеские армии, он был построен как «мирный» монастырь, а не как неприступная крепость. Еще один знак этого ― окружение монастыря. Он не изолирован, как многие другие, а построен в сельской местности: вокруг него всегда было много деревень. Ахпат смотрит на реку Дебед. Монастырь окружен горами со всех сторон: часто на их вершинах задерживаются облака. Пик на противоположном берегу реки достигает 2500 метров.

Вид на Собор Святого Ншана

Ахпат в 976 году основала царица Хосровануш, жена армянского царя Ашота III Багратуни. Постройка, по-видимому, началась с самой большой церкви в комплексе: Собора Святого Ншана. Она же ― самая старая их сохранившихся. Это типичный пример армянской архитектуры десятого века, внушительные колонны, наружные стены, усеянные треугольными углублениями. Фреска на плите изображает Христа-Освободителя. Сыновья основателя церкви, принцы Смбат и Гурген, изображены с королевой Хосравануш в барельефе на восточном фронтоне. Помимо одной или двух небольших реставраций, проведенных в одиннадцатом и двенадцатом веках, церковь сохранила свой первозданный вид.

Гурген I (слева) и его брат Смбат II держат в руках церковь Святого Ншана. Барельеф

В монастыре есть и другие важные постройки. Есть небольшая купольная церковь Святого Григория, датируемая 1005 годом. К первоначальной церкви были добавлены две боковые часовни; большая, построенная в начале XIII века, и меньшая, известная как «Дом Амазаспа», построенная в 1257 году. В 1245 году была построена трехэтажная колокольня. Другие дополнения XIII-го века включают часовню Пресвятой Богородицы, библиотеку и скрипторий (позже переоборудованные в кладовую) и большую сокровищницу-хранилище, которая находилась за пределами монастыря.

Существует также множество великолепных хачкаров XI-XIII веков, стоящих на территории монастыря, самый известный среди них ― хачкар «Аменапркич» (Всеспаситель), который установлен в 1273 году.

Хачкар «Аменапркич»

Монастырь не раз подвергался серьезным разрушениям. Где-то около 1130 года землетрясение уничтожила некоторые постройки Ахпатского монастыря. Еще больше он пострадал от страшного землетрясения 1988 году. Ахпат также подвергался многочисленным нападениям со стороны самых разных военных сил на протяжении многих веков. Тем не менее, большая часть комплекса все еще цела и стоит сегодня без существенных изменений.

В Средние века Ахпат, как и Санаин, был центром учености Армении, своего рода университетом. Как и в других Средневековых монастрях-культурных центрах, в Ахпате был прекрасный скрипторий ― то есть, мастерская по переписке рукописей. В таких мастерских обычно не только переписывали книги. Там работали миниатюристы (один из главных шедевров армянского книжного дела ― Ахпатское Евангелие ― создано в Ахпате в 1211 году). Также в скрипториях занимались текстологией: сверяли рукописи, искали ошибки, расхождения, определяли происхождение текстов и связи между ними.

Вход Христа в Иерусалим. Иллюстрация из Ахпатского Евангелия

Где скрипторий, там и библиотека: она была очень скоро построена при монастыре возле церкви Сурб Ншан. Это было богатейшее собрание: некоторые рукописи даже пришлось перенести в близлежащие пещеры, чтобы книги хранились в большей безопасности. Тем не менее, годы расцвета сменились годами упадка: за полтысячелетия большую часть рукописей из библиотеки Ахпата развезли по другим местам. В 1931 году из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считают утраченными (среди утраченных значится, например, очень древняя копия Библии — середины X века).

В Ахпате жили ученые (все ученые люди в средневековой Армении были так или иначе связаны с церковью, поскольку время, средства и необходимость в глубоком образовании была только у духовных лиц). Главные армянские интеллектуалы того времени провели долгие годы жизни в Ахпате, где учились, преподавали, проводили исследования и создавали свои произведения. Все они занимались самыми разными науками и искусствами: философией, филологией, астрономией, географией, математикой, историей. Среди людей, связанных с Ахпатом, ― историк Самуел Анеци; поэт, философ и реформатор календаря Ованес Имастасер; философ Давид Кобайреци; поэт и философ Ованес Ерзнкаци.

Колокольня в Ахпате

Монастырь Ахпат вместе с монастырем Санаин был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Они описаны как «шедевр религиозной архитектуры и крупный центр обучения в Средние века». Два монастырских комплекса представляют собой наивысший расцвет армянской религиозной архитектуры, чей уникальный стиль развился из сочетания элементов византийской церковной архитектуры и традиционной народной архитектуры Кавказского региона.

Источник – armmuseum.

Лента

Рекомендуем посмотреть