Томар – древний армянский календарь. Несмотря на то, в источниках нет достоверной информации о том, когда именно появился первый календарь, существенные доказательства дают повод полагать, что ему больше 4500 лет.
Согласно данным Анании Ширакаци, первоначально в древней Армении пользовались лунным календарём. Это действительно вполне возможно, так как на многих армянских скульптурах и рельефах наряду с солнцем, фигурирует и луна, что является продолжением языческих традиций и верований.
Хотя истоки формирования древнеармянского календаря и календароведения несколько затуманены, все же есть некоторые рукописные и археологические свидетельства, благодаря которым есть возможность ответить на некоторые вопросы. Так, в одной из рукописей Мовсеса Хоренаци говорится, что царь Арташес I (189—160 до н. э.) особое внимание уделял развитию ряда наук, в том числе и календароведению.
Согласно традиции, летоисчисление по древнеармянскому календарю начинается с победы Патриарха Айка над вавилонским царём Белом в 2492 году до н. э.. Эта дата была вычислена Гевондом Алишаном на основе обратного отсчёта двух так называемых армянских циклов, взяв 428 год, когда новый год в движимом армянском календаре приходился на 11 августа. Вычтя из этой даты первый цикл (1460), он получил 1033 до н. э., после чего он вычел второй цикл и получил 2492 год, когда Патриарх Айк убил Бела. Согласно легенде, именно с победы Патриарха Айка началось не только армянское летоисчисление, но и было положено начало формирования армянского народа, а, по этой легенде, от имени Айка в качестве собирательного самоназвания армянского народа используются слова «hайк» и «hайказунк», и отсюда «hай», как форма единственного числа.
Хотя некоторые историки ставят под сомнение расчёты, сделанные Алишаном, традиционно именно 2492 до н. э. считается первым годом армянского календаря. 11 августа 2007 года в Армении праздновался новый 4500 год по древнеармянскому календарю.
Продолжительность древнеармянского года была принята равной 365 суткам. Таким образом, армянский календарный год был немного короче солнечного (тропического), равного 365,2422 суток. Календарный год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, причём в конце года прибавлялось ещё 5 дополнительных дней (30 х 12 + 5 = 365).
По своей структуре древнеармянский календарь воспроизводил одну из древнейших календарных систем — египетскую. Египетский календарь, как мы знаем, также исходил из постоянного количества дней в году, равного 365 и, в противоположность Юлианскому календарю, не знал високосных годов. Так же, как и армянский, древнеегипетский год складывался из 12 тридцатидневных месяцев с добавлением по их окончании ещё 5 лишних дней. И древнеегипетский, и древнеармянский календари в одинаковой мере убегали вперед по сравнению с юлианским, обгоняя его каждые 4 года на 1 день. За 1460 лет египетский и армянский календари опережали Юлианский на целый год (365 суток). Другими словами, 1460 египетских или армянских лет соответствовали 1461 Юлианскому году. Через 1460 лет начало египетского или армянского года, обойдя последовательно (в обратном порядке) все числа Юлианского календаря, возвращается, на исходное число. Этот промежуток в 1460 лет древние египтяне называли «Софическим периодом» или «периодом Сотиса».
В качестве начала эры, в древнеармянской хронологии фигурирует дата, соответствующая 11 июля 552 г. европейского летосчисления. Другая армянская хронологическая система берет за исходную точку дату на год позже (11 июля 553 г.). Таким образом, приходится говорить о двух видах древнеармянского летосчисления и при пользовании армянскими источниками предварительно необходимо установить, по какой именно системе они датированы. Большей частью даты даются по отсчёту от 11 июля 552 г.
Древний армянский календарь содержал в себе названия всего – часов, дней и даже месяцев. Названия дней были привязаны к древним Богам, героям или природным объектам. Использовались также названия «Арег» и «Астхик», что означает «Солнце» и «Венера» соответственно, «Масис» и «Арагац», которые до сих пор являются названиями гор в Армении и неподалёку от нее. Названия часов тоже сопоставлялись с природными явлениями, такими как «Рассвет» («Аршалуйс») или «Сумерки» («Мтацьял», дословно «затемнённый»), или «Рассвет» («Авахос», дословно «Птичий щебет»). Со временем, армяне приняли известные нам сегодня названия семи дней недели и имена двенадцати месяцев. В прошлом дни были названы в честь планет или Богов, как и в современном английском языке (например, «Воскресенье» или «Понедельник» – были названы в честь небесных объектов «Солнца» и «Луны»).
Дни недели
1. Арегаки — Воскресенье
2. Лусни — Понедельник
3. Грати — Вторник
4. Пайлацуи — Среда
5. Луснтаги — Четверг
6. Арусьяки — Пятница
7. Ереваки — Суббота
1. Навасард — 30 дней
2. Гор — 30 дней
3. Сам — 30 дней
4. Тре — 30 дней
5. Кагоц — 30 дней
6. Аряц — 30 дней
7. Мегеки — 30 дней
8. Ареги — 30 дней
9. Агеки — 30 дней
10. Марери — 30 дней
11. Маргац — 30 дней
12. Гротиц — 30 дней
13. Авельяц — 5(6) дней
Дни месяца
1. Арег
2. Гранд
3. Арам
4. Маргар
5. Агранк
6. Мадег
7. Астгик
8. Мигр
9. Дзопабер
10. Мурц
11. Ерезкан
12. Ани
13. Пархар
14. Ванат
15. Арамазд
16. Мани
17. Асак
18. Масис
19. Анаит
20. Арагац
21. Гргор
22. Кордуик
23. Цмак
24. Луснак
25. Црон
26. Нпат
27. Ваагн
28. Сеин
29. Вараг
30. Гишеравар
Дневные и ночные часы делили на четыре части, каждая из которых содержала по три часа. Именно эта дифференциация впоследствии составила основу богослужения Армянской апостольской церкви. 24 часа суток также имели свои собственные названия:
Ночные часы
1. Хавараканн
2. Агджамугджн
3. Мтацьялн
4. Шагувотн
5. Камавотн
6. Баваканн
7. Гавтапьялн
8. Гизкан
9. Лусачемн
10. Аравотн
11. Лусапайлн
12. Пайлацумн
Дневные часы
13. Айгн
14. Цайгн
15. Зоряцьялн
16. Чарагайтьялн
17. Шаравигьялн
18. Еркратесн
19. Шантакалн
20. Гракатн
21. Гуртапьялн
22. Тагантьялн
23. Араварн
24. Арпогн
P. S.
Языческий календарь в Армении вышел из употребления после принятия в стране христианства, как официальной религии. В течение последующих веков древнеармянский календарь постепенно был забыт, но благодаря усилиям некоторых историков, в том числе Алишана, он сохранился до наших дней.