Монастырь Гошаванк располагается посреди живописных горных лесов, близ села Гош в 15 км к востоку от города Дилижан. Он являет собой великолепный пример средневековой армянской архитектуры и когда-то являлся выдающимся образовательным центром. Здесь хранилось множество древних книг, люди занимались музыкой, изучали языки составляли и переписывали различные рукописи.
Изначально на этой территории находился более древний монастырь, носивший название Гетик, поэтому Гошаванк иногда называют Нор Гетик («Новый Гетик»). Здание монастыря Гетик было разрушено мощным землетрясением, а в средние века было решено восстановить его. Выдающийся армянский мыслитель и писатель Мхитар Гош самолично участвовал во всех работах, связанных с восстановлением и реконструкцией монастырского комплекса. Именно в его честь монастырь получил название Гошаванк в 1213 году – «храм Гоша».
Мхитар Гош был одним из знатных ученых своего времени, законодателем, философом, интерпретатором, историком, баснописцем и педагогом. Он так прославился своей мудростью, что многие (даже священнослужители и ученые) приезжали из дальних стран, чтобы поучиться у него. Он написал важные труды, в том числе одно из лучших достижений юриспруденции «Датастанагирк» («Судебник»), собрал и записал известные басни, молитвы и шараканы, есть у него также теологические и исторические работы.
С именем «Гош» связана интересная легенда. Как-то Мхитару Гошу во сне явился Господь и рассказал ему, что страну ожидают семь урожайных лет, а после грядут семь лет неурожая и засухи. Господь предупредил Мхитара, что в монастыре следует выстроить амбары и доверху наполнить их зерном в течение благополучных лет. Когда наступил неурожай, Мхитар взял большую корзину – «гуш», наполнил ее хлебом и стал раздавать жителям, которые таким образом спаслись от голодной смерти. Именно поэтому Мхитар получил свое второе имя Гуш или Гош.
Памятник Мхитару Гошу перед фасадом Матенадарана
Гошаванк когда-то был одним из главных средневековых университетов с хранилищем книг. Здесь изучали армянский, греческий, латинский, некоторые другие иностранные языки, а также музыку. Помимо того, что монастырь был учебным заведением, здесь создавали и копировали рукописи. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении Ванакан Вардапет и Киракос Гандзакеци. Согласно надписям на церкви а также сообщениям Гандзакеци большую часть здании построил архитектор Мхитар по прозвищу «Хюсн». Кроме него, в источниках упоминаются зодчие Григор и Закиос.
В период ректорства Мхитара Гоша здесь были возведены церкви Св. Просветителя (деревянная) и Св. Ованнеса-Карапета (не сохранились), церковь Св. Богоматери с гавитом-притвором. Возведение монастырских строений продолжалось вплоть до конца ХIII в.
Памятники архитектурного комплекса делятся на две группы. Основная группа расположена на северном склоне ущелья. В нее входят церкви Сурб Аствацацин (Св. Богородицы), Сурб Лусаворич (Св. Просветителя), Св. Григора, жаматун-нартекс, часовни, скрипторий-колокольня, установленные на постаменты хачкары и ряд светских строений. Юго-восточнее этой группы, на противоположном склоне ущелья расположены двухапсидная церковь Св. Рипсиме и разрушенное строение, считающееся усыпальницей Мхитара Гоша.
Церковь Сурб Аствацацин, 1191-1196 гг. – древнейшая церковь монастырского комплекса. Возведена мастером Мхитаром Хюсном при материальном содействии князей Курда и Вахтанга Хачена. Принадлежат к типу крестово-купольных церквей с двухэтажными ризницами по обе стороны алтарной апсиды, парными треугольными нишами в южной и восточной стенах. Главный вход ведет из гавита-притвора, другой – открывается в северном фасаде. Внешнее архитектурное убранство строгое. Архитектурно-художественный акцент сделан на западном портале и на декоративном поясе барабана, венчающего композиционное пространство.
Жаматун-нартекс – пристроен с западной стороны главной церкви в 1197-1203 гг. при содействии князей братьев Закарэ и Иванэ. Принадлежит к типу четырехколонных жаматунов с парными ризницами в восточных углах. Кроме колонн опорой системы перекрытия являются и 8 пилястров. Центральная часть увенчана куполом с ердиком (световым отверстием). Стены лишены декора.
Церковь Св. Григора, 1241 г. – находится с южной стороны главной церкви комплекса и меньше ее по размерам.
Церковь Сурб Лусаворич, 1237-1241 гг. – пристроена к южной стене жаматуна, возведена на средства князя Григора. Это изящная, в тот период редко встречающаяся однонефная базилика со сводчатым перекрытием под двускатной кровлей. От других церквей монастырского комплекса отличается особенным декоративным убранством фасадов, изящным скульптурным орнаментом и архитектурными элементами. Особенно выделяются красивый западный портал, богатство форм аркатуры и переходящих полуарок, а также восточное окно.
Скрипторий-колокольня – примечательный с точки зрения архитектуры памятник. Скрипторий построен в 1241 г., а колокольня надстроена в 1291 г. Здание скриптория в плане квадратное с опирающимися на низкие пилястры мощными арками несет на себе перекрытие и надстройку-колокольню. В интерьере имеются ниши для хранения книг. Скрипторий и надстроенная над ним колокольня имеют гармоничный облик и послужили основой для создания плановой и объемно-пространственной композиции двухэтажной церкви-усыпальницы. Определенный интерес представляет конструкция центральной части перекрытия, где переход к многоугольному широкому ердику осуществлен посредством косо установленных каменных опор, в средней части которых имеются треугольные бороздки.
Украшением комплекса являются установленные по обе стороны входа церкви Сурб Лусаворич хачкары, высеченные в конце 13 века талантливым мастером-камнерезчиком Погосом. Лучший из них — хачкар 1291 года, с вырезанной звездой и именем исполнителя. Это уникальное высокохудожественное произведение, получившее название «Асехнагорц» (сделанный иглой), из-за тонкой и богатой резьбы.
Стиль, в котором построен монастырский комплекс, можно назвать однозначно классическим: никакого убранства, лишних линий, все гармонично и взаимосвязано.