История одного шедевра: «Старый гитарист» Пикассо – живой на этом полотне кажется только гитара - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Старый гитарист» Пикассо – живой на этом полотне кажется только гитара

2023-04-25 22:50 , История Одного Шедевра, 1839

История одного шедевра: «Старый гитарист» Пикассо – живой на этом полотне кажется только гитара

В 1898 году Пикассо распрощался с окончательно наскучившей ему Королевской академией изящных искусств и вернулся из Мадрида в Барселону. Вот где была настоящая жизнь! Творческая свобода, первые персональные выставки в знаменитом кафе «Четыре кота» и друзья-единомышленники, вместе с которыми можно было как обсуждать искусство, так и отправиться в загул по борделям. Самым близким из них стал ровесник Пикассо, художник Карлос Касагемас. Они были практически неразлучны, и Пабло всеми силами поддерживал друга, страдавшего от неразделенной любви. Но закончилось все трагически: Карлос попытался застрелить девушку, которая не отвечала ему взаимностью, после чего покончил с собой.

Пабло Пикассо. Портрет Карлоса Касагемаса, 1899г

После этого печального события в творчестве Пикассо начинается пронизанный тоской «голубой период». Художник до конца своих дней винил себя в смерти друга и считал, что мог предотвратить самоубийство Касагемаса. В 1901 году он пишет подряд несколько картин, изображая Карлоса в гробу, но искусствоведы находят похожие черты лица и у героев более поздних картин Пикассо.

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса, 1901г

Как бы там ни было, смерть друга повлияла на художника так сильно, что он спасался только работой, выплескивая на холст депрессию и отчаяние.

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса, 1901г

Практически все полотна «голубого периода» несут на себе этот незримый отпечаток смерти. Не стала исключением и картина Пикассо «Старый гитарист».

Пабло Пикассо. Старый гитарист, 1904г

При первом взгляде на эту работу создается впечатление, что слепой музыкант запечатлен в тот момент, когда он тихо испустил дух, не успев доиграть песню до конца. Он похож на привидение, почти сливающееся с фоном, его неестественно согнутая фигура надломлена то ли агонией смерти, то ли агонией тоски. Сумрачная цветовая гамма только усиливает этот эффект. Живой на этом полотне кажется только гитара: зритель почти слышит пронзительные, выворачивающие душу наизнанку аккорды. Примечательно то, что за «Старым гитаристом» под слоем краски проступает призрачное женское лицо. В тот период Пикассо не всегда мог найти деньги на новый холст, поэтому был вынужден писать одну картину поверх другой.

В 1926 году институт искусств в Чикаго приобрел картину «Старый гитарист», что стало поворотным моментом в жизни художника. Это первая работа Пикассо, приобретенная каким-либо музеем мира для своей постоянной коллекции.

P. S.

В 1937 году американский поэт Уоллес Стивенс написал поэму «Человек с голубой гитарой», которая считается посвящением «Старому гитаристу». В стихотворном диалоге между музыкантом и его слушателями Уоллес облекает в слова убеждение Пикассо в том, что искусство – это ложь, которая помогает нам увидеть правду.

В публикации использованы материалы artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть