Один из основателей армянского реализма: писатель-новатор Александр Ширванзаде - RadioVan.fm

Онлайн

Один из основателей армянского реализма: писатель-новатор Александр Ширванзаде

2023-04-21 20:27 , КнигоМан, 1882

Один из основателей армянского реализма: писатель-новатор Александр Ширванзаде

В Армении с детства каждому хорошо известно имя выдающегося и всенародно любимого армянского писателя и драматурга Александра Минасовича Ширванзаде (настоящая фамилия - Мовсисян). Он родился 7 (19) апреля 1858 года в Российской империи в городе Шемаха Шемахинской губернии, которая на следующий год после его рождения в 1859 году была переименована в Бакинскую губернию. Родился он в семье портного, выходца из Карабаха. Свой псевдоним Александр взял в честь края, в котором он вырос – Ширвана. Ширванзаде в переводе с персидского означает сын Ширвана.

В 1873 году он окончил в Шемахе русское уездное училище. В 17 лет в 1875 году отправился на учёбу и заработки в Баку, где сменил много профессий: 8 лет служил в органах губернского управления, работал в конторах нефтяных компаний письмоводителем, счетоводом, бухгалтером. Большой город изменил его жизнь навсегда. Баку богател вместе с бумом добычи нефти. На глазах у молодого Ширванзаде происходило рождение нефтяных нуворишей. В Баку юный Александр увлекся передовыми идеями своего времени и вскоре вступил в социал-демократическую партию «Гнчак».

С начала 80-х годов у юноши проснулся литературный дар, и он начал выступать в качестве публициста с очерками и статьями об эксплуатации рабочих на бакинских нефтяных промыслах. Ширванзаде воочию убедился в тяжёлых социальных последствиях индустриальной добычи нефти. Свой гнев и возмущение он отразил не только в газетных статьях, но и в своих первых художественных произведениях. Этой теме посвящены рассказы «Пожар на нефтяных промыслах» (1880), о жизни и труде нефтепромышленных рабочих, а также рассказ «Дневник приказчика». Это поставило его в первые ряды писателей, как одного из основателей армянского реализма.

В Баку Александр прожил до 1883 года и в том же году переехал в Тифлис. В 1886 - 1891 годах Ширванзаде работал в еженедельной тифлисской армянской газете «Эхо» («Ардзаганк»), где печатались его очерки, рассказы и повести. Во время резни армян в Турции в 1894 - 1896 годах Ширванзаде выступал с публикациями в прессе с осуждением зверств турок и в защиту армян. Благодаря своей литературной деятельности он становился всё более популярным. А после публикации в 1898 году романа «Хаос», описывающего жизнь большого города, Александр Ширванзаде обрёл широкую известность.

Тем не менее, когда Ширванзаде с целью сбора средств для пострадавших от резни армян отправился в Россию, он был арестован царскими властями и посажен в Метехскую тюрьму в Тифлисе. В 1898 году он был выслан на 2 года в Одессу, где продолжил литературную деятельность. В 1905 году уехал в Париж, где жил до 1910 года. Затем вернулся в Тифлис, где прожил до 1919 года, после чего вновь уехал за границу на лечение. Он много поездил по Европе и Америке. В 1916 году Максим Горький, высоко ценивший армянского писателя, писал, что «Произведения Ширванзаде знали и читали не только на Кавказе, но и в Англии, на Скандинавском полуострове, и в Италии».

В 1926 году писатель окончательно вернулся на родину, но уже в Советскую Армению, где и прожил до конца своих дней - 1935 года. Живя здесь, он принимал активное участие в общественной жизни страны, став одним из создателей армянской советской литературы, культовым в Армении писателем-реалистом. Также был членом Закавказского Центрального Исполнительного комитета (ЦИК). В 1934 году был участником Первого съезда советских писателей, где выступил с ярким докладом.

Прославленный армянский советский писатель и драматург Александр Ширванзаде писал на армянском языке. Его творчество было очень разножанровым. Оно включало - романы, повести, рассказы, публицистика и пьесы. Среди них были драмы и комедии. Творчество Ширванзаде, отмеченное строгостью стиля и чистотой языка, обращено к социально-экономической и психологической проблематике.

Всё, что он делал, отличалось мастерством. Он по праву считается одним из основателей направления армянского реализма в литературе. Его произведения виртуозно вскрывали пороки буржуазного общества, утверждали и развивали принципы реализма. В них был показан процесс распада патриархальных нравов, возникновение и разложение армянской буржуазии.

С начала творческой деятельности Ширванзаде обращается к жизни различных слоёв общества — торговцев, ремесленников, дельцов, буржуазной интеллигенции, артистов. Изображая мир патриархальной провинции (роман «Намус» («Честь»), 1885; повесть «Злой дух», 1894, отд. изд. 1897), писатель показывает проникновение в эту среду буржуазных нравов, психологически правдиво раскрывает драматические судьбы отдельных людей. В романе «Хаос» (1898), наиболее значительном произведении, Ширванзаде описывает жизнь промышленного города — хаос капиталистического мира. Борьба общественных классов и сословий, эксплуатация рабочих, разложение буржуазной семьи, в которой над всеми чувствами господствует жажда денег, — таковы основные социальные проблемы, на которых строится сюжет. Жертвами торгашеских, бесчеловечных отношений становятся влюблённый в искусство талантливый музыкант (повесть «Артист», 1903), чистая и непосредственная девушка, дочь одного из «героев наживы» (драма «Из-за чести», 1905).

Проза и драматургия Ширванзаде внесли новаторские черты в армянскую литературу. Углублённый психологизм, патетическая страстность интонации, меткость сатирического обличения носителей социальных пороков обусловили долгую жизнь его произведений. В Советской Армении Ширванзаде опубликовал много статей, рассказов и очерков, а также политическую комедию «Кум Моргана» (1926), едко высмеивающую надежды «бывших людей» на возвращение старых порядков.

P. S.

Ширванзаде считается культовым армянским писателем, так как его произведения, созданные 100 - 140 лет назад, написаны как будто о наших современниках. Секрет заключается в глубочайшем знании человеческой натуры, которая со временем не меняется. Углублённый психологизм, патетическая страстность интонации, меткость сатирического обличения носителей социальных пороков обусловили столь долгую жизнь его произведений. Любое из них является шедевром, так как оно удивительно точно показывает реалии жизни и потому остаётся современным по сей день.

По материалам russia-armenia.info

Лента

Рекомендуем посмотреть