Ни скандальная, бесстыдная «Олимпия» Эдуара Мане, ни уродливые, искажающие перспективу и форму предметов, натюрморты Сезанна не вызывали такого общественного возмущения, как памятник Бальзаку. В дебаты и насмешки, казалось, был вовлечен весь Париж. В разгар самых горячих споров и обвинений Родену пришлось уехать в Швейцарию, чтобы не сойти с ума. Биограф Родена Жюдит Кладель вспоминала: «В юмористических журналах помещались многочисленные карикатуры, а уличные разносчики продавали гипсовые фигурки в виде пингвинов и тюленей, балансирующих на хвосте, призывая покупателей: «Купите Бальзака Родена!».
Огюст Роден. Памятник Оноре де Бальзаку, 1898г
Сегодня памятник Бальзаку, установленный в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас, - все еще авангард и новаторство. Достаточно сравнить его с сидящими в креслах пожилыми добряками-бальзаками других скульпторов. Достаточно сравнить его с одухотворенными и смотрящими вдаль бронзовыми писателями-поэтами, расставленными по улицам европейских городов. Бальзак Родена – это памятник всем мыслям, героям, романам, страстям и бедам Бальзака. Роден впервые получил заказ на скульптуру, для которой невозможно было отыскать натурщика – Бальзака не было в живых уже 40 лет. И тогда он делает невозможное: собирает всю информацию о писателе, которую только можно собрать.
Роден едет в Турень, в местном музее отыскивает бюст Бальзака – и разочаровывается. Потом ищет на улицах Тура людей, похожих на Бальзака, лепит бюсты и пытается разгадать типаж. Образ складывается из странных сведений, которые, тем не менее, кажутся Родену надежными и верными: карикатура на писателя из журнала «Шаривари» и даггеротип из коллекции фотографа Надара – Бальзак в последние годы жизни, измученный болезнью, изможденный и уставший.
Альфонс Доде и Гюстав Жеффруа – писатели, с ними Роден часами говорит о романах Бальзака, о его жизни, пытаясь лучше понять мощь его темперамента и литературный феномен. Наконец, Роден отыскивает портного, который шил для Бальзака – и заказывает ему костюм по последней мерке, набивает этот костюм тряпками, воссоздавая комплекцию своей несуществующей модели. Костюм нужен только для этого, потому что фигуру для памятника Роден лепит все равно обнаженной – он убежден, что только так тело сможет передать живую энергию, что мышцы, позже спрятанные под балахоном-рясой, будут транслировать страсть, движение и настроение.
Огюст Роден. Памятник Бальзаку. Этюд, 1892г
Собирая всю эту информацию, работая над эскизами, предварительными уменьшенными моделями, вариантами, одевая обнаженного Бальзака в настоящую рясу, пропитывая эту рясу гипсом для закладки драпировок, Роден совсем забывает о времени. Два года, отведенные Обществом французских литераторов для выполнения заказа, уже прошли – памятник до сих пор не был готов. Представители Общества угрожают судом, напоминают об авансе, горячо спорят и голосуют – и тогда Роден зовет их в мастерскую, чтоб показать предварительный вариант. «Уродство, бесформенная масса, монстр» – увенчанные почестями и славой литераторы не могут принять такой вариант памятника своему почитаемому коллеге. Официальный отказ Роден получает после долгих месяцев споров, попыток выиграть время, после десятков писем с осторожными формулировками, написанных обеими сторонами, после выставки, на которой скульптор решает показать «Бальзака» публике. В отказе значилось: «Комитет Общества литераторов вынужден с огорчением отклонить этюд, представленный месье Роденом в салоне, так как комитет отказывается признать в нем статую Бальзака».
Роден уже знаменит – и знаменит не только во Франции. Разгоревшийся скандал привлекает к нему и к его работе еще больше внимания, газеты фиксируют все подробности общения Родена с заказчиком, публикуются официальные заявления и письма обеих сторон, писатели-защитники Родена заявляют о своем выходе из Общества в знак протеста. История становится известной – и статую Бальзака предлагают купить частные коллекционеры и группы поклонников из Франции, Бельгии. Измотанный и сомневающийся в своей правоте Роден отказывает всем, возвращает аванс и решает оставить «Бальзака» себе.
Пройдет 40 лет – и только тогда, накануне Второй мировой войны, в Париже установят памятник Бальзаку скульптора Огюста Родена. Споры о нем все равно не утихнут, но восхищенных станет гораздо больше. Сын Альфонса Доде, Леон, писал: «Это «Бальзак» одиночества, страдания и «Человеческой комедии» одновременно. У него наполненные кровью артерии, гордо вскинутая голова, глаза, ищущие света и уже погружающиеся во тьму. Он освобождается от своего литературного плена, от своих сентиментальных и семейных разочарований, чтобы окончательно погрузиться в свою мечту. Это человек, объятый галлюцинациями, почти агонизирующий, смотрящий бессмертию прямо в глаза».
По материалам artchive.