История одного шедевра: на создание самого кассового спектакля 20 века - «Призрака оперы» - Эндрю Ллойд Уэббера толкнула любовь - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: на создание самого кассового спектакля 20 века - «Призрака оперы» - Эндрю Ллойд Уэббера толкнула любовь  

2023-04-17 21:10 , История Одного Шедевра, 2505

История одного шедевра: на создание самого кассового спектакля 20 века - «Призрака оперы» - Эндрю Ллойд Уэббера толкнула любовь

16 апреля 2023 года на Бродвее в последний раз показали легендарный мюзикл «Призрак оперы», премьера которого состоялась в 1988 году. На финальном показе присутствовал автор постановки Эндрю Ллойд-Уэббер. Зрители последнего показа, прощаясь с мюзиклом, устроили бурные овации.

За 35 лет «Призрак оперы» показали в Бродвейском театре 13 981 раз, что сделало постановку самой долгоиграющей в истории театра. Ее общие сборы превысили 1,3 млрд долларов. Мюзикл получил множество наград, включая премию «Тони» и премию Лоуренса Оливье. Его историю мы сегодня и расскажем.

Краткое содержание

1905 год. В здании парижской Оперы проходит аукцион – распродают старую бутафорию. Среди публики – пожилой Рауль де Шаньи. Он обращает внимание на один из лотов – музыкальную шкатулку, чья мелодия переносит его на много лет назад…

В парижской Опере – новые владельцы и директора, Фирмен и Андре. Попечителем и меценатом театра становится виконт Рауль де Шаньи. Юная танцовщица из кордебалета Кристина Даэ узнает в нем своего детского товарища. Девушка рано потеряла отца, знаменитого скрипача, и всю юность провела в театре. Но своей подруге Мег Жири Кристина признается, что еще и научилась петь – в театре её наставником был невидимый голос, который представлялся Ангелом Музыки….

История создания

На создание самого кассового спектакля 20 века его автора, Эндрю Ллойд Уэббера, толкнула любовь - он должен был написать сногсшибательную партию для своей невесты, Сары Брайтман. Неудивительно, что этим спектаклем стал «Призрак оперы» - история всепоглощающей страсти уродливого изгоя к юной певице в романтических декорациях парижского театра 19 века. Гениальный мюзикл намного пережил союз композитора и его музы – они расстались всего через несколько лет после премьеры, а «Призрак оперы» стал самым долгоиграющим шоу на Бродвее. Но обо всем по порядку.

Сэр Эндрю Ллойд Уэббер всю жизнь пытался написать романтическую историю, и как только в нью-йоркском букинистическом магазине он приобрел старое издание романа Гастона Леру «Призрак оперы», то сразу понял, что наконец-то нашел нужный сюжет. Поиски либреттиста неоднократно наталкивались на необъяснимые препятствия: Джим Стейнман оказался слишком занят, а Алан Джей Лернер серьезно заболел. Композитор обратился к соавтору по предыдущей работе, «Звездному экспрессу», Ричарду Стилго, вместе с которым создал концепцию и либретто. Стихи были написаны молодым начинающим поэтом Чарльзом Хартом. Сценограф Мария Бьорнсон детально воссоздала роскошную и загадочную театральную атмосферу с широкой лестницей, великолепным зрительным залом и темными подземельями парижской Оперы.

О том, кому достанется партия Кристины, было известно еще до появления мюзикла: этот образ создавался специально для молодой супруги Ллойд Уэббера Сары Брайтман. В партии Призрака в трейлере мюзикла снялся рок-певец Стив Харли, но поскольку мюзикл стал чем-то большим, нежели просто рок-опера, композитор принялся искать более универсального солиста, которому был бы подвластен и рок, и поп, и классика. И понял, что такого просто не существует. Премьеру, запланированную на апрель, пришлось отложить до осени, постановщики были близки к отчаянию.

Найти Призрака помог случай. Композитор привез жену на занятия по вокалу и, ожидая вместе с ней начало урока, услышал из-за двери великолепное исполнение арии из оперы Генделя. Он поинтересовался именем этого ученика и был очень удивлён ответом – им оказался хорошо известный комический актер Майкл Кроуфорд. Он снимался в ситкомах и участвовал в мюзиклах, а в какой-то момент решил заняться классическим вокалом. В голове Уэббера всё сложилось – и голос, и образ. Кроуфорд был приглашен на прослушивание, но скорее ради формальности, других столь же явных кандидатов на роль Призрака не было.

Интересные факты

— В 2014 году «Призрак оперы» с выручкой в 6 миллиардов долларов США уступил титул самого кассового спектакля мюзиклу «Король Лев», заработавшему на 200 миллионов больше.

— В 1987 году наследники Джакомо Пуччини подали иск из-за плагиата – кульминационная фраза арии Призрака «Music of the night» показалась им заимствованной из арии «Quello che tacete» в опере «Девушка с Запада». Вопрос был улажен во внесудебном порядке, сумма отступных осталась нераскрытой.

— По другому иску о плагиате Ллойд Уэббер судился 8 лет. Американец Рей Пепп посчитал, что часть музыки из заглавной темы мюзикла была взята из его песни «Till you». Сэр Эндрю подал встречный иск, что названая песня, в свою очередь, была скопирована из его ранней работы «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». В итоге Рей Пепп полностью проиграл дело.

— Люстра, которая со скоростью 2,5 метра в секунду падает практически на зрителей, весит 1 тонну и имеет диаметр 3 метра.

— На грим Призрака перед выходом на сцену тратится 2 часа.

— В каждом спектакле участвуют 130 человек, артисты одевают 230 костюмов.

— 22 января 2018 года в честь 30-летия бродвейской постановки «Призрака оперы» её солисты давали звонок к открытию фондовой биржи NASDAQ.

— После британской и американской постановок третьим долгожителем является спектакль театра «Мадач» в Будапеште – он идет непрерывно с 2003 года. Венгерская постановка интересна еще и тем, что стала первой, которой было позволено не перенести на сцену первоначальную версию мюзикла, а создать собственную.

— В 2010 году состоялась премьера мюзикла Ллойд Уэббера «Любовь не умрёт никогда», сюжет которого является сиквелом «Призрака оперы» и повествует о событиях, произошедших с его героями несколько лет спустя. Мюзикл получил негативную критику, скромные сборы и закрылся спустя 1,5 года проката на Вест-Энде. Планируемая бродвейская постановка так и не состоялась.

— В 2016 году должна была состояться парижская премьера «Призрака оперы». Это стало бы поистине знаковым событием – исполнение мюзикла в городе, где и разворачиваются его события. Но 26 сентября в театре «Могадор» случился пожар, значительно повредивший сцену и уничтоживший декорации к постановке. Премьера была отложена на неопределённый срок.

— На счету «Призрака оперы» более 70 престижных театральных наград, включая 3 премии Лоуренса Оливье, 7 премий Тони;

— В мире было продано 40 миллионов дисков с записью мюзикла.

Экранизация «Призрака оперы»

В 2004 году на мировые экраны вышел фильм «Призрак оперы». Продюсировал картину сам Э. Ллойд Уэббер, режиссером выступил Джоел Шумахер. Этот проект вызревал в течение десятилетия – студия Уорнер Бразерс приобрела права и анонсировала его еще в 1989 году. Но если свадьба Ллойд Уэббера и Брайтман поспособствовала созданию мюзикла, то их развод в 1990 году поставил крест на планирующемся фильме. К концу 90-х, когда уже не могло быть и речи о том, чтобы снимать артистов первого состава мюзикла, студия попыталась реанимировать проект и начала искать актера на главную роль, присматриваясь то к Джону Траволте, то к Мэтью Макконахи, то к Антонио Бандеросу. Последний даже исполнил номер из мюзикла на юбилейном концерте Ллойд Уэббера. Но дальше планов дело не шло.

Тогда сэр Эндрю выкупил назад права на экранизацию и, вложив в неё немалое количество собственных денег, в 2003 году приступил к производству. Создатели фильма особое внимание уделили кастингу. На роль Призрака, как казалось вначале, хорошо подошел бы Хью Джекман – артист, не раз выступавший в мюзиклах. Но тот оказался настолько занят на других съемках, что не смог даже приехать на пробы. Тогда Шумахер вспомнил про Джерарда Батлера. Несмотря на то что артист никогда профессионально не пел, он обладал необходимым темпераментом. Батлер перед прослушиванием взял несколько уроков вокала и был утвержден. На роль Кристины пробовались Кира Найтли, Кэти Холмс и Энн Хэтэуэй. В конечном счёте выбрали юную и малоизвестную актрису Эмми Россам, которая получила за эту роль номинацию на «Золотой глобус». Сыграть Рауля доверили бродвейскому артисту Патрику Уилсону.

Для фильма Ллойд Уэббером и Хартом была написана песня «Learn to be lonely», которая номинировалась на «Оскар». Песня звучит на финальных титрах, а исполняет её Минни Драйвер. Примечательно, что актриса, сыгравшая роль Карлотты, в кадре не спела ни одного номера – оперные пассажи вместо неё исполняла Маргарет Прис. Кроме Драйвер, все остальные артисты справились со своими вокальными партиями самостоятельно.

При общих затратах в 70 миллионов долларов, фильм заработал 155 миллионов, даже несмотря на прохладное отношение критиков: в их среде картина не имела высоких рейтингов и называлась «лишенной как романтики, так и опасности».

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть