Среди музыкально-театрального наследия эпохи барокко особое место занимают произведения Георга Генделя. «Ксеркс» - сороковая опера великого композитора, написанная на либретто Николо Минато. Она считается самым нестандартным и необычным творением автора, поскольку по своему музыкальному языку предвосхищает многие оперные сочинения предстоящего столетия.
В основу сюжета оперы положены вольно интерпретируемые события из жизни царя Персии Ксеркса I.
Краткое содержание
Персидский царь Ксеркс испытывает нежные чувства к дочери своего вассала Ромильде. Но их браку не суждено состояться, и этому есть множество причин: Ромильда влюблена в брата царя Арсамена, и любовь эта взаимна, а у самого Ксеркса есть невеста Амастра. Все герои оперы стремятся обрести свое счастье, и поэтому всячески пытаются перехитрить друг друга. И без того запутанная любовная история осложняется появлением еще одного любящего сердца – сестра Ромильды Аталанта также неравнодушна к Арсамену. Она перехватывает любовную записку этой пары и отдает ее царю. Ксеркс решает устранить соперника, женив его на Аталанте, и наконец-то устроить свое счастье. Но удастся ли ему совершить задуманное, когда в истории появляются новые персонажи, тайное венчание и «неожиданные мстители»? Скорее всего, нет, ответите вы, и правильно ответите. Но развязка будет счастливой для всех.
История создания
В конце 1737 года Королевский театр в Лондоне заказал Генделю две новые оперы. Премьера первой, «Фарамондо», состоялась 3 января 1738 года. К этому времени Гендель уже начал работу над «Ксерксом». Первый акт был написан между 26 декабря 1737 и 9 января 1738 года. К 25 января был готов второй акт, к 6 февраля — третий. К 14 февраля Гендель полностью завершил работу над партитурой. Премьера оперы состоялась 15 апреля 1738 года в Королевском театре.
На первой премьере «Ксеркс» провалился. Причиной провала могли быть и продолжительность оперы, и абсурдность сюжета, и литературная слабость либретто. Возможно, зрители не были готовы к новаторским решениям Генделя, реализованным в этой опере. В отличие других опер лондонского периода, в «Ксеркса» Гендель включил элементы оперы-буффа. Такой приём был обычным для произведений венецианской школы XVII и использовался Кавалли в опере на либретто Минато. Но в 1730-х годах от оперы-сериа ожидали полной серьёзности и чистоты жанра, без смешения трагедии и комедии, а также без участия персонажей из разных классов общества. Музыкальный критик Чарльз Берни позже ругал оперу за подобное нарушение традиции: «Мне не удалось узнать автора слов этой драмы, но она одна из худших, когда-либо положенных Генделем на музыку: она не только написана крайне слабо, в ней перемешаны трагедия и буффонада. Апостоло Дзено и Метастазио за это уже изгнали из серьёзной оперы».
Действительно, некоторые арии в «Ксерксе» настолько длинны, а комические элементы вставлены настолько искусственно, что в целом произведение кажется утяжелённым, чрезмерно затянутым и несёт все основные черты старой оперы эпохи Генделя и даже венецианской оперы. По замечанию критика, «во многом это странное, нехарактерное для Генделя произведение, устремлённое к поискам будущего оперного театра (к Глюку и Моцарту), и одновременно упорно смотрящее в прошлое».
Постановки
Провалившийся на премьере, «Ксеркс» исчез из мирового репертуара почти на двести лет. Возрождение оперы началось с постановки в Гёттингене 5 июля 1924 года в редакции Оскара Хагена. До 1926 года эту постановку показали не менее 90 раз в пятнадцати городах Германии. С тех пор «Ксеркс» пользуется неизменным успехом, и является самой популярной у современной аудитории оперой Генделя, уступая лишь «Юлию Цезарю» и «Ринальдо». Те особенности, которые в XVIII веке казались недостатками — короткие арии и примесь буффонады — стали достоинствами для публики XX и XXI веков.
«Ксеркса» поставили в Ла Скала в январе 1962 года под управлением Пьеро Беллуджи с участием таких звезд, как Мирелла Френи, Роландо Панераи, Фиоренца Коссотто и Луиджи Альва в главной роли. Не имея большого опыта исполнения опер Генделя, в ту пору певцы ещё не использовали украшающие элементы при повторе первой темы в ариях да капо. Существует запись этой постановки, сделанная 19 января 1962 года.
Очень высоко оценена критиками постановка Н. Хайтнера на английском языке в Английской национальной опере в 1985 году, осуществлённая в ознаменование 300-летия со дня рождения композитора.