Как армянский сирота из Константинополя стал известным художником эпохи ампира: Ян Рустем - RadioVan.fm

Онлайн

Как армянский сирота из Константинополя стал известным художником эпохи ампира: Ян Рустем

2023-04-14 20:21 , Немного О..., 1969

Как армянский сирота из Константинополя стал известным художником эпохи ампира: Ян Рустем

Художник и педагог армянского происхождения Ян Рустем родился в столице Османской империи, однако большую часть своей жизни прожил на территории Латвии, Польши и Белоруссии, входивших в состав Российской империи. К сожалению, его творчество не особо знакомо широкой публике и большинству любителей изобразительного искусства, поэтому постараемся восполнить этот пробел.

Ян Рустем родился в Константинополе около 1762 года. Мальчик рано осиротел, но ему повезло: в девятилетнем возрасте он был привезён из Константинополя князем Адамом Казимиром Чарторыйским. На его средства воспитывался и учился изобразительному искусству сначала в Варшаве у Я. П. Норблина и М. Баччарелли, позднее в Германии (1788—1789). По возвращении работал художником в театре Михаила Казимира Огинского в Слониме.

С 1798 года преподавал в Главной виленской школе, в 1803 преобразованной в императорский Виленский университет, сначала в качестве адъюнкта при профессоре Франциске Смуглевиче. После смерти Смуглевича в 1807 гпду Рустем стал профессором и заведовал Виленской художественной школой при университете.

Ян Рустем. Автопортрет

Ян Рустем — довольно разносторонний мастер. Он хорошо владел несколькими техниками живописи и графики — начиная маслом и заканчивая акварелью. В ранний период его творчества тяготеет к стилю ампир, а позднее в нем начинают проявляться черты романтизма.

Групповой портрет Марии Мирской, Адама Наполеона Мирского и Барбары Шумской написан в 1808 году. Франция в то время продолжала активно накапливать военную и политическую мощь, оставаясь при этом законодательницей в сфере искусства и моды. Поэтому Ян Рустем изображает Марию Мирскую в легком белом античном платье и в сандалиях, уподобляя девушку древнегреческой танцовщице. В начале XIX века подобные платья вошли в моду. Они были очень легкими (их вес достигал в среднем 300 грамм), не стесняли движений и скрывали недостатки фигуры за счет завышенной талии и прямого кроя. Некоторые девушки любили смачивать их водой, чтобы влажная ткань слегка подчеркивала очертания их тел. Конечно, в подобном наряде было очень холодно, поэтому в моду входят теплые шали (особенно популярными были турецкие, с орнаментом в виде «огурца»). Ян Рустем немного отступает от этой моды и пишет однотонную летящую шаль золотисто-горчичного оттенка, подчеркивая золотистый блеск кимвал в руках Марии.

Ян Рустем. Мария Мирская, Адам Наполеон Мирский и Барабара Шумская

Адам Наполеон Мирский изображен в виде путти, иначе говоря, купидона или амура. Поначалу его можно даже не заметить, так как он находится в тени. Он с любопытством наблюдает за танцем Марии.

Барбара Шумская, скорее всего, предстала в произведении Рустема в образе Терпсихоры — античной музы и покровительницы танца. На это указывает лира в ее руке. Однако недостает двух атрибутов — венка на голове и плектры (медиатора). Взгляд Шумской направлен прямо на зрителя — она пытается вовлечь его в действо, происходящее в картине. Фоном служат ионические колонны и природный пейзаж. В целом произведение выдержано в духе ампира, однако в развивающихся кудрях девушек и путти, в том, как написано небо с темными облаками и лучами солнца, горящими на горизонте, чувствуется веяние романтизма.

Походы Наполеона породили в Европе увлечение темой Востока, которое еще не скоро отпустит западных художников и аристократов. Однако интерес к арабским странам был немного поверхностным и касался больше каких-то внешних характеристик, нежели внутреннего содержания, который кроется в восточной литературе и философии. Так, в моду вошли тюрбаны, что прекрасно видно по портрету Кристины Франк. В глаза бросается немного неестественное положение головы модели, однако этот недостаток компенсируется колоритом картины. Тюрбан цвета золотистой охры прекрасно гармонирует с бархатной зеленой шалью. Рустем изображает свою героиню на затемненном фоне с облаками, высвечивая теплым светом лицо Франк, достигнув эффекта театральности. Лицо девушки игриво обрамляют кудри. В руках она держит журнал, возможно, посвященный последним тенденциям моды. Кристина смотрит на зрителя задумчиво и будто даже сквозь него.

Ян Рустем. Кристина Франк

В образе удаляющейся с бала девушки изображает Рустем Анну Ванькович. Она легко ступает по паркету изящными ножками. Обувь ее уже больше походит на ту, что носили в первой половине XIX века, но платье ближе к античным модам. С плеч девушки ниспадает зеленая шаль с орнаментом. Фоном служит ярко-красная драпировка. Позже мотив удаляющихся с бала гостей до своего логического завершения доведет Карл Брюллов в «Портрете графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», только романтическое противоборство одинокой личности и толпы у русского художника станет более заметным. Ян Рустем же только искал этот мотив, его произведение выглядит камерным.

Ян Рустем. Анна Ванькович

Анна Ванькович была супругой Антона Ваньковича, игуменского уездного предводителя. Ян Рустем также написал и его портрет. На нем изображен статный мужчина во время охоты, однако постановочность здесь очевидна. Колорит картины выдержан в теплых зеленых тонах. У ног героя мы видим собаку и мертвую дичь. В начале XIX века мужская мода претерпела значительные изменения благодаря английскому денди Джорджу Браммеллу. С его подачи представители сильного пола начали одеваться просто и со сдержанной элегантностью. Главным украшением мужского туалета стал шейный платок, который учились красиво завязывать и правильно крахмалить. Подобный аксессуар можно разглядеть и у Антона Ваньковича.

Ян Рустем. Антон Ванькович

Можно сказать, что все мужские образы Яна Рустема наполнены благородностью и сдержанностью. В автопортретах, портрете Шимона Довконта, Яна Снядецкого и палитра более лаконичная, предпочтение отдается в основном черному, белому, коричневому, а фон чаще всего нейтральный.

Ян Рустем. Шимон Довконт.

Однако подача остается такой же открытой. Художник пишет смелых, сильных и умных людей и мастерски передает характер портретируемого.

Ян Рустем. Ян Снядецкий

Творчество Яна Рустема вобрало в себя черты двух стилей — ампира и романтизма, став своеобразным мостиком между двумя значительными эпохами. В своих работах живописец умело сочетал античную строгость и романтическую свободу. Его портреты — это галерея лиц и характеров первой половины XIX, а также своеобразная хроника модных тенденций и настроений того времени.

По материалам armmuseum.

Лента

Рекомендуем посмотреть