Монсеррат Кабалье, или, согласно полной версии ее имени, Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолч – уроженка города Барселона, всемирно известная оперная певица, прославившаяся неподражаемой, единственной в своем роде техникой бельканто и своими партиями в классических итальянских операх Беллини, Доницетти и Пучини.
А еще - она вписала славную страницу в мир рок-музыки, в 1988 году совместно с Фредди Меркьюри записав альбом «Barcelona». Ко дню рождения певицы рассказываем, как сложился этот неординарный дуэт.
В мае 1983 года Фредди Меркьюри увидел Монсеррат Кабалье в Лондоне в опере Верди «Бал-маскарад». Красота и мощь ее голоса поразили певца. Он стал поклонником дивы, следил за ее творчеством и мечтал о совместной работе, собирал ее диски и приезжал на концерт в Нью-Йорк, где она исполняла Вагнера. Когда Фредди заявил о желании петь вместе с Монсеррат, его друзья и музыканты группы Queen сочли это безумной идеей.
В конце 1980-х шла подготовка к участию Барселоны в Олимпиаде 1992 года, и мэр города предложил певице помочьс музыкальным оформлением. Олимпийские игры по своему духу – молодежный праздник, и Монсеррат хотела сделать что-то современное, что может прийтись по вкусу молодым. Брат Монсеррат Карлос посоветовал обратиться за помощью к Фредди Меркьюри, искренне любившему оперу и творчество певицы. Оставалось только понять, понравится ли музыканту идея создать совместное произведение, ведь Queen к тому времени уже была знаменитой на весь мир группой.
И вот Фредди летит в Барселону для знакомства. Встреча состоялась в марте 1987 года в огромном салоне отеля, где он остановился. Здесь были три рояля и пульт для записи музыки. Фредди спросил Монсеррат, какого стиля музыку для гимна Барселоне она хотела бы услышать. Сев за рояль, он начал импровизировать.
Это было выдающееся событие: состоялась встреча двух музыкантов высочайшего профессионализма, получающих удивительный опыт и способных стереть границы между оперой и рок-музыкой.
Фредди сделал наброски нескольких мелодий, и, когда Монсеррат приехала в Лондон, чтобы выступить в «Ковент Гардене», они прослушали эти композиции. Одна из понравившихся певице мелодий и стала «Барселоной». В ней еще не было слов, но музыка была настолько красивой, что Монсеррат решила представить ее мэру Барселоны, а затем получила разрешение исполнять ее в качестве официального гимна Олимпиады.
Началась работа над альбомом. Первое совместное выступление прошло в мае 1987 года на острове Ибица в знаменитом Ku Club, где они были почетными гостями и исполнили песню Barcelona. Лирический текст гимна Фредди написал сам, посвятив стихи родному городу Монсеррат. В песне говорится о прекрасном романтическом месте, где встретились два любящих сердца. Песня стала для музыкантов в определенной мере автобиографической.
Альбом «Барселона» увидел свет 10 октября 1987 года. Дружба таких разных во всех смыслах людей стала легендой. Во время работы в 1987–1988 годах артисты обменивались поцелуями. Однажды, когда Монсеррат, как обычно, хотела обнять Фредди, он жестом отстранился от нее, предупредив таким образом, что у него обнаружили ВИЧ. В то время еще не было точно известно, какими путями передается инфекция.
Монсеррат бережно относилась к чувствам друга, уважала его как профессионала и человека, любила его музыку и голос, который так хорошо сочетался с ее голосом. Фредди был не только рок-певцом, но и прекрасным музыкантом, очень скромным человеком. Как-то раз за ужином у него дома Монсеррат рассказала о том, что обожает фантазию-экспромт Шопена. Фредди тут же сел за рояль и начал импровизировать на тему произведения польского композитора. Они провели так время до утра.
В октябре 1988 года во время церемонии передачи Барселоне Олимпийского флага на фестивале La Nit Фредди и Монсеррат исполнили три новые композиции. Одна из них, трогательная How Can I Go On? («Как мне дальше жить?») о бренности человеческого бытия оказалась последней, которую он спел перед публикой. Когда он исполнял эту песню, слезы расставания заблестели в его глазах. Фредди сжал и поцеловал протянутую ему руку Монсеррат. Наверное, он чувствовал, что судьба уносит его очень далеко…
Примерно за год до смерти Фредди состоялась их последняя встреча.
А в 1991 году Монсеррат приехала в Лондон для работы в звукозаписывающей студии и позвонила Фредди. Болезнь прогрессировала. «Он плохо себя чувствовал, но я очень хотела его увидеть». Фредди ответил: «Нет, нет. Не приходи, у меня сейчас не очень презентабельный вид». Тогда специально для него Монсеррат записала арию Призрака Wishing You Were Somehow Here Again («О, если бы ты мог снова оказаться здесь») из «Призрака оперы». Услышав из динамиков студии ее волшебный голос, Фредди сказал: «Это было замечательно. Я хотел, чтобы ты исполняла арию именно так. Пришлешь мне запись?». Это был их последний разговор. В конце песни пронзительно звучит: «Помоги мне сказать "прощай"».
После ухода неповторимого партнера по дуэту Монсеррат отказалась петь «Барселону» на открытии Олимпийских игр, и композиция прозвучала в записи. Больше никогда Монсеррат не исполняла ее. «Никто не может заменить Фредди», – говорила она твердым голосом, наполненным печалью от невосполнимой потери.
24 ноября 1991 года его не стало. Фредди умер в своем лондонском доме от пневмонии, прогрессирующей на фоне СПИДа. Сердечная дружба связывала Фредди и Монсеррат до конца. Под арию D'amor Sull'ali Rosee об узнике в ожидании казни из оперы Верди «Трубадур» в исполнении Кабалье великий музыкант Фредди Меркьюри покинул этот мир.
P. S.
У Фредди дома хранился под стеклом, как музейный экспонат, хранился ее костюм из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа», в котором Монсеррат пела в 1965 году в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это платье ей вернули после смерти друга.
В публикации использованы материалы espanarusa.