Пожалуй, каждый человек, даже не имеющий отношения к журналистике, знает Пулитцеровскую премию. А вот чем был знаменит ее основатель известно не многим. Именно Джозеф Пулитцер во многом придумал современную журналистику, включая способ создания сенсации и формулу идеального заголовка.
Джозеф Пулитцер
10 апреля 1847 года в венгерском городке Мако родился мальчик – Юзеф Пулитцер. Мама его была немкой-католичкой, а папа – евреем. Семья была зажиточной: отец торговал зерном и обеспечил сыну учебу в частной школе. Но как всякий начитанный мальчик из обеспеченной семьи, юный Юзеф мечтал о приключениях и славе – и он их найдет немало. Но как и множество таких мальчиков, сперва Юзеф искал не в том месте. Ему захотелось стать воином. Австро-венгерская армия отказала ему – слабое зрение. Франция тоже. И тогда он решил отправиться в Америку.
В США же как раз шла вовсю Гражданская война, люди были нужны, и Джозефа, который прибыл в Нью-Йорк без единого пенни, с легкостью взяли в немецкий полк кавалерии.
По поводу службы Джозефа в армии существует противоречивая информация. По одним источникам, он до Америки не доехал, дезертировав. По другим, ему все же довелось застать окончание гражданской войны в США и повоевать в армии президента Линкольна, в кавалерийском полку. Но в 1865 году война, наконец-то, закончилась, и молодой наемник со 135 долларами выходного пособия в кармане остался не у дел.
Кем только не пришлось поработать юному эмигранту, чтобы не умереть с голода. Ему было трудно - он не знал английского, и оттого приличную работу ему не предлагали. Погонщик мулов, грузчик, официант, помощник адвоката, носильщик на вокзале. Он перепробовал с десяток профессий, кочуя из города в город, пока не добрался до Сент-Луиса, в местной библиотеке которого и произошла встреча, которая перевернула всю его дальнейшую жизнь. Увлекаясь долгое время игрой в шахматы, Джозеф однажды позволил себе подсказать ход двум увлеченно играющим мужчинам. Так и познакомились. Один из игроков, которому совет Джозефа помог выиграть, оказался редактором местной немецкоязычной газеты Westliche Post Карлом Шурцем. Через некоторое время он пригласил Джозефа попробовать поработать в его газете.
Но надо сказать, что первые пробы пера Джозефа Пулитцера были откровенно слабыми. Сказывалось полное отсутствие опыта, неумение хорошо писать, проблемы с языком. Коллеги поначалу откровенно посмеивались над начинающим репортером. Но у Джозефа проявилось качество, которое наиболее ценно для журналиста – умение видеть важное там, где никто не видит, и глубоко в это увиденное закапываться. Прошло совсем немного времени, и репортажи Джозефа Пулитцера – смелые, откровенные, неожиданные – принесли ему бешеную славу в Сент-Луисе. Он гремел громче, чем сама газета, и вскоре Шурцу пришла гениальная идея сделать скандального репортера совладельцем газеты. Это окончательно привязало Джозефа к профессии, потому что позволило ему погрузиться не только в журналистскую работу, но и освоить задачи медийного менеджера, издателя, редактора. Все эти навыки очень ему пригодились, когда в 1878 году он решил выкупить умирающую газетенку Dispatch, затем и местный Post и объединить их в одну газету - St. Louis Post-Dispatch.
С этого момента и начинается настоящий Пулитцер.
То, что начал внедрять в своей газете Джозеф, сегодня является классикой работы любой редакции. Но тогда все, что выходило на страницах St. Louis Post-Dispatch, воспринималось как революция. Революция, совершенная всего одним человеком.
Первое и основное, что он сделал - повернул журналистов лицом к простым людям. К среднему классу и беднякам. Он стал говорить о них, для них и на понятном им языке.
Джозеф также ввел в практику кричащие заголовки. Они бросаются вам в глаза, они хватают ваш мозг и приковывают к буковкам на передовице. Они не отпускают, держат цепко, и ведут вас от газетной полосы к полосе, пока вы не прочтете газету от корки до корки. Газета должна читателя информировать, давать историю, взывать к чувству справедливости и стремлению к лучшему, а еще - развлекать и давать полезную информацию практического свойства, говорил он. Все это и получило термин «новый журнализм».
Таким образом, его газета стала интересной именно для широкого читателя. Не удивительно, что тираж газеты вырос многократно, и издательское дело стало приносить Джозефу прибыль. Но газета быстро обросла огромным число врагов: Пулитцер проводил расследования в отношении самых крупных чиновников, судей, прокуроров. И вскоре ему пришлось спешно покинуть этот город…
В 1883 году Джозеф Пулитцер уже в Нью-Йорке покупает себе еще одну газету - The New York World с тиражом всего 15 тысяч экземпляров. Уже через год ее тираж составлял 1 млн. После Сент-Луиса Джозеф очень хорошо знал, что нужно сделать с такой газетой, и чего ждут от газеты читатели. А они ждали, в первую очередь, историй о себе самих, близких им историй. И когда репортеры Пулитцера вышли на улицы проводить опросы общественного мнения, это всех сразило на повал. «А что, так можно было?», - удивленно недоумевали коллеги.
Расследования, проникновение вглубь проблемы – вот основные жанры и методы, которые использовал Пулитцер в своей работе. И делал он это не для того, чтобы разбогатеть, увеличив тираж. Рост продаж был бонусом к главной цели. Он жил и работал с глубокой убежденностью, что журналист должен понимать, в чем справедливость и к чему должны стремиться люди, и редактировал каждый номер газеты с мыслью о том, приближает ли очередной выпуск издания общество к лучшей жизни.
Не забывал Джозеф и о другой важной функции прессы - развлекать. И он первым в мире вводит карикатуры в газету, начинает печатать комиксы на популярные темы, в том числе и политические, и делает это на желтых страницах.
Именно на страницах газеты Пулитцера впервые появился «The Yellow Kid» так звали главного героя многочисленных карикатур, мальчика в желтой рубашке, босиком и с бритой (из-за вшей) головой. Позже карикатуры стали печатать еще в одной газете — «New York Journal American». Читатели стали называть издания «yellow kid papers», которую потом сократили до «yellow papers». Ну а поскольку обе газеты гнались за жареными фактами, отсюда и пошло ставшее нарицательным выражение «желтая пресса».
Правда, первоначально это была просто развлекательная информация, написанная в легкой форме, и только потом бульварная пресса, падкая на дешевые развлекательные сенсации, перетянула это понятие на себя.
Также сегодня немногие знают, что именно Джозефу Пулитцеру США обязаны своей статуей Свободы. Франция задумала подарить Штатам это символ свободного народа во имя примирения между государствами. Но Америке она была не нужна. Культовая женщина с факелом ржавела, пока Джозеф Пулитцер не развернул массовую кампанию в поддержку установки монумента. Его профессиональное перо имело такое влияние, что до сих пор культовый ареол сохраняется вокруг статуи. Свобода нашла свое место здесь, в Америке, говорил Джозеф, гордый тем, что сумел добиться успешной реализации проекта.
P. S.
Джозеф Пулитцер умер в возрасте 63 лет, страдая от серьезной болезни, при которой он не мог переносить даже малейшие шумы, а потому последние годы жизни укрывался в герметичном бункере. Его прощальное слово, написанное за несколько дней до смерти, стало своеобразным манифестом для журналистов на многие поколения вперед. И главный принцип, который он попросил заложить в основу работы, - была искренняя ответственность журналиста перед своим народом, городом, страной.
Как журналист и издатель он сумел заработать 20 миллионов долларов в деньгах начала прошлого века. Большую часть из них он оставил своей семье, но 2 миллиона долларов завещал журналистам. Журналист-расследователь, профессионал, который критикует власть и оголяет ее позорные стороны, каждый день рискует собой, своей жизнью. Джозеф хотел обезопасить хотя бы частично лучших людей в своей профессии и помочь творческим людям реализоваться.
Первую премию в размере 500 долларов вручили 4 апреля 1917 года. Призером стал репортёр газеты «New York World» за серию статей под заголовком «Inside the German Empire» (Внутри германской империи). В жюри входил старший сын Джозефа Пулитцера. Сейчас премия составляет 10 000 долларов и присуждается по 25 номинациям, больше половины их них связаны с журналистикой.
В публикации использованы материалы isralove и godliteratury.