Выдающийся британский писатель Грэм Грин пришел в большую литературу из журналистики. Отсюда и яркий, реалистичный подход к творчеству. Проза Грина динамична, остросюжетна, актуальна. Недаром автор считается классиком английской литературы с тех самых пор, как написал свой первый знаменитый роман «Сила и слава». Безусловным признанием творчества литератора, наряду с выдвижением на получение Нобелевской премии, стали многочисленные экранизации его книг, в числе которых оскаровские номинанты и лауреаты, такие как «Третий человек», «Конец романа» и другие.
Будущий писатель родился 2 октября 1904 года в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин, которая являлась кузиной известного писателя Роберта Льюиса Стивенсона. В семье он был четвёртым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета, где учился с яркими представителями британской литературы Ивлином Во и Энтони Пауэллом. Будучи студентом, активно занимается писательским творчеством и публикуется. В оксфордских изданиях выходят его рецензии, статьи, стихи и рассказы.
В 1925 году будущий литератор окончил колледж, а в 1926-м переехал в Ноттингем, здесь работал помощником редактора в газете «Ноттинген джернал». В этот период Грин обращается в католичество. Этот поступок писатель объясняет так: «Я должен был найти религию соразмерную с моими грехами».
Вскоре он переезжает в Лондон, устраивается внештатным корреспондентом газеты «Таймс», а потом и помощником редактора. На этой позиции трудится до 1930 года, вплоть до своего ухода из журналистики. Причиной тому послужил успех первого романа Грина «Человек внутри» (1929).
В 1932 писатель опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра — «Наёмный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) — он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» — книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса. В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга вызвала резкую критику со стороны католической церкви.
Во время Второй мировой войны Грин служил в британской разведке (также завербованы были его братья и сестры), побывал с миссиями в Западной Африке и Португалии. В годы войны (1942) пишет книгу «Ведомство страха» – шпионский роман, снабженный всеми необходимыми спецэффектами – погонями, стрельбой и пр. В 1944 году он был экранизирован как «Министерство страха».
В послевоенные годы Грэм Грин возвращается к репортерской профессии – работает корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. И снова переживаемые в ходе миссии события стали темами его сочинений. Так, на основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 годов был создан роман «Тихий американец», в котором автор критикует политику США, проводимую во Вьетнаме. В центре сюжета – судьбы трех героев: молодого американца, британского журналиста и его вьетнамской подруги.
До конца 50-х годов писатель пишет еще два романа – «Выигрыш» и «Наш человек в Гаване». Последний продолжает линию шпионской тематики, но приобретает новую жанровую направленность – роман-пародия.
В 60-70-е годы Грин в качестве корреспондента объездил множество стран, не раз бывал в горячих точках. Биография романиста насыщена встречами и знакомством с видными людьми того времени – политиками, дипломатами, писателями, артистами. В эти годы рождаются его романы «Путешествие с тетушкой», «Комедианты», «Почетный консул» и «Человеческий фактор».
Библиография писателя пополняется вплоть до конца 80-х годов. Среди произведений этого периода выделяются «Монсеньер Кихот» (1982) и «Капитан и враг» (1988). Высокое признание творчества Грина при жизни подтверждено почетными британскими наградами: орден «Кавалера славы» (1966), «За заслуги» (1986).
Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: “Часть жизни” (1971) и “Пути спасения” (1980), а также историю дружбы с панамским диктатором генералом Омаром Торрихосом. Умер Грин в Веве, Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: «Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге». За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию. Первая часть книги вышла в 1989 году.
Мы отобрали 10 цитат интересных из книг писателя:
— Если у тебя есть ребенок, ты осужден быть отцом пожизненно. Дети от тебя уходят. А вот тебе от них никуда не уйти. «Путешествия с тетушкой»
— Я не позволяю себе никого презирать, ни единого человека. Можешь сожалеть о своих поступках, если тебе нравится — упиваться жалостью к себе, но только не смей никого презирать. Никогда не считай, что ты лучше других. «Путешествия с тетушкой»
— Мы часто несправедливы к тем, кого сильно любим. «Путешествия с тетушкой»
— И откуда в человеке эта страсть к разрушению — ведь до конца всего никогда не разрушишь. «Сила и слава»
— В сердце у нас живет безжалостный тиран, готовый примириться с горем множества людей, если это принесет счастье тем, кого мы любим. «Суть дела»
— Нельзя же прожить жизнь, никому не доверяя, запереть себя в худшую из тюрем, какая может быть, — в самого себя. «Ведомство страха»
— Странное открытие делает иногда человек — оказывается, что в жизни, какая она ни есть, бывают и хорошие минуты: всегда найдется возможность для сравнения с худшими временами. Даже когда тебе грозит опасность, даже когда ты несчастен, маятник ходит туда-сюда. «Сила и слава»
— Обладание уже само по себе причиняет боль: мы слишком бедны душой и телом, чтобы обладать без гордыни или принадлежать, не чувствуя унижения. «Тихий американец»
— Надежда — инстинкт, убить который может только человеческий разум. «Сила и слава»
— Можно отсутствовать год, но, когда ты вернешься домой и за тобой захлопнется дверь, тебе покажется, будто ты и не уходил. А можно вернуться через несколько часов, но все в твоей жизни до того изменилось, что ты почувствуешь себя чужим. «Ведомство страха»