История одного шедевра: тайные символы, зашифрованные Жюлем Бастьен-Лепажем в своём культовом полотне «Жанна д’Арк» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: тайные символы, зашифрованные Жюлем Бастьен-Лепажем в своём культовом полотне «Жанна д’Арк»

2023-03-31 20:33 , История Одного Шедевра, 1067

История одного шедевра: тайные символы, зашифрованные Жюлем Бастьен-Лепажем в своём культовом полотне «Жанна д’Арк»

Жанна д'Арк или Орлеанская Дева является весьма популярной фигурой в истории Франции. Её имя известно во всём мире и служит синонимом храбрости, благородства и самопожертвования. Легендарная личность этой женщины часто вдохновляла деятелей искусства на создание произведений, посвящённых ей и её подвигам. Одним из шедевров изобразительного искусства на эту тему является культовая картина Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д'Арк» (1879 г.). Какой тайный символизм зашифровал в своём полотне художник и почему оно в корне отличается от всех остальных на эту тему?

О художнике

Жюль Бастьен-Лепаж. Автопортрет, 1880г

Жюль Бастьен-Лепаж родился 1 ноября 1848 года во Франции. Большую часть жизни он прожил в Маасе. Искусство увлекло мальчика с раннего детства. Жюль учился сначала в Вердене, а затем в Школе изящных искусств в Париже. После учёбы он стал одним из ведущих художников-натуралистов, уделяющих большое внимание портретам и пейзажам, особенно сельским картинам, часто изображающим крестьян.

Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос, 1877г

Культовое полотно

Одно из самых знаменитых своих полотен Жюль Бастьен-Лепаж написал в 1879 году. Картина маслом рассказывает захватывающую историю, причём их там целых две. События, которые подвигли художника на написание этого шедевра, связаны не с подвигами Жанны впоследствии, а с её становлением личности в будущем образе героини нации.

Жюль Бастьен-Лепаж. Жанна д'Арк, 1879г

На картине Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д’Арк» её фигура изображена справа, ближе к переднему плану. Её голова наклонена влево, и она невидящими глазами смотрит в пространство, словно находясь в глубокой концентрации. Интересно, что моделью для изображения Орлеанской Девы послужила двоюродная сестра художника Мари-Адель Робер. Левая рука Жанны вытянута в сторону и, кажется, держится за ветку дерева. Правая рука висит на боку. Часть её ступней видна из-под длинной юбки, а пальцы ног скрючены и напряжены, что, кажется, вцепились в землю под ней. Положение тела говорит о том, что девушка видит видение и слышит голоса, которые говорят Жанне о том, что ей надлежит сделать.

Жюль Бастьен-Лепаж. Жанна д'Арк. Фрагмент

Фигуру женщины окружает сад с домом на заднем плане слева. Интересно, что, как говорят, Бастьен-Лепаж изобразил сад своей семьи. Чуть поодаль стоит прялка и опрокинутый стул. Это говорит зрителю о том, что видение явилось Жанне внезапно и заставило её вскочить на ноги. Ещё далее на заднем плане слева парят фигуры ангелов. Это святой Михаил, который подаёт девушке меч и святые Маргарита и Екатерина.

Цветовая схема состоит в основном из нейтральных, землистых и приглушенных цветов, таких как белый, зелёный и коричневый. Прекрасные золотые и яркие цвета одежд ангелов контрастируют с выцветшей синей блузкой Жанны д'Арк. Освещает происходящее неизвестный источник света, который, по-видимому, обеспечивает общий световой эффект вокруг композиции.

Жюль Бастьен-Лепаж был известен своими натуралистическими изображениями, а на картине, изображающей Жанну д'Арк, есть различные текстурные детали, которые подразумевают природную среду. Некоторые текстурные контрасты включают более грубую текстуру коры дерева и каменную текстуру дома на заднем плане. Их можно сравнить с более мягкими складками одежды Жанны и эфирным видом святых. На полотне всё это объединяется, придавая композиции характерные «фотографические» или «реалистичные» качества, которыми так славился художественный стиль Бастьена-Лепажа.

В картине Жюля Бастьена-Лепажа «Жанна д’Арк» подразумеваются различные типы линий. Например, вертикальная линейность стоящей фигуры Жанны и дерева рядом с ней слева, которому вторят три вертикальные ветви дерева, находящиеся справа, а также линии прялки сразу за ней. Окружающая листва демонстрирует диагональные линии, а геометрические формы дома резко контрастируют с органическими линиями естественной среды.

Художник поместил Жанну д'Арк на передний план, чтобы сфокусировать всё внимание именно на ней. Некоторые искусствоведы говорят, что таким образом Жюль Бастьен-Лепаж представляет пространство за пределами композиции по пути вправо, а вытянутая рука Жанны д'Арк указывает на более глубокий смысл повествования.

P. S.

Картина Жюля Бастьена-Лепажа «Святая Жанна д'Арк» не только рассказывала, кем была эта женщина в истории, она также подробно описывала социально-политический климат времени, в котором жил сам живописец. Жанна д'Арк считалась героиней за её храбрость и лидерство во время Столетней войны. Пусть её казнили, но имя её осталось в веках за подвиги, которые она совершила при жизни. Жанна стала символом вдохновения на борьбу. Художник показал миру её другую сторону: муки, которые пережила героиня, когда её оторвали от прялки и превратили в провидца и воина.

Лента

Рекомендуем посмотреть