Григор Тальян получил профессиональное прозвище «Шерам», что переводится как «шелкопряд». Так его в 1914 году окрестил поэт Ованес Ованнисян – как сочинителя утонченных, подобно шелку, песен. О нем говорили, что его песни «льются, как струится шелк». Он по праву считается одним из лучших гусанов: в родном Гюмри Шераму установлен памятник рядом с коллегой Дживани.
Григор Тальян родился в Александрополе (ныне Гюмри) 20 марта 1857 года. В 10-летнем возрасте он лишился отца, был учеником плотника, торговца, столяра. Юный Григор сам изготовил свой первый саз, а потом и тар, самостоятельно научился играть на этих инструментах, а в 13 лет уже стал известен как хороший тарист и певец.
Будущий ашуг с детства рос в среде ашугских собраний и с юных лет приобщался к игре на народных инструментах и ашугскому мастерству. Получив ашугское посвящение под именем Шерам, он прославился на всю Армению как один из лучших армянских ашугов.
Сначала Шерам гастролировал в составе трио выдающегося кямачиста Чунгура Аго (Акоп Манукян), затем организовал свою группу музыкантов и ездил с концертами по армянским городам и селам.
Известен он и как новатор: Шерам отказался от следования устаревшим каноническим правилам стихосложения, характерным для ашугского творчества, поскольку они сковывали свободу художественного выражения; унаследовав лучшие традиции армянского ашугского искусства, он в то же время опирался на богатства армянской народной песенности (крестьянской и городской). Создавал яркие поэтические тексты и задушевные мелодии, пел свои песни, аккомпанируя на таре. Мастер лирических миниатюр, Шерам сочинял в основном любовно-лирические песни (самая популярная — «В саду раскрылись розы» — ныне входит в обряд армянской свадьбы), в них большое место занимают красочные картины природы. Создавал также песни, наполненные пафосом социальной и народно-освободительной борьбы. Особую популярность приобрела также песня «Ибрев арцив» (Как орёл), посвящённая национальному армянскому герою Андранику.
После установления Советской власти в Армении деятельность Шерама активизировалась: часто организовывались его творческие вечера (записи ряда песен Шерама в его исполнении хранятся в фондах Санкт-Петербургского Пушкинского дома). Великий ашуг скончался в 1938 году...
А великий мастер поэтического слова Аветик Исаакян в день похорон Григора Таляна, изрек глубокие по смыслу слова:
«Смерть – это ничто по сравнению с тем, что отныне нам не придется слушать песен Гокора».
P. S.
Шерам положил начало новому этапу развития армянского народно-профессионального песенного искусства, его принцип «каждой новой песне — новую мелодию» стал ведущим в творчестве гусанов.
Надо ли говорить, что песни Шерама и сегодня непременно включаются в репертуар профессиональных и самодеятельных певцов и коллективов, исполняющих армянские народные песни.